Специфика художественной техники неоимпрессионизма

Согласно закону одновременного контраста цветов, два смежных цвета взаимно влияют, отбрасывая друг на друга свой собственный дополнительный цвет. Каждый цвет находится в контрастной связке со своим дополнительным цветом тогда он достигает максимальной интенсивности. Дополнительными цветами являются: красный - зеленый, желтый - фиолетовый, синий - оранжевый. В научной теории цвета О.Н. Руда доказано, что яркость цвета становится больше при оптической смеси красящих пигментов, чем при их материальном смешении. Живописцам рекомендовалось писать картину с помощью раздельных мазков чистого цвета, рассчитанных на последующее оптическое смешение в соучастии со зрителем.

В соответствии с господством научного принципа творчества, техника понимается носителем философской концепции мироотношения. Введение научного элемента в живописный процесс означает введение и научного

Лекция 136. Направление «неоимпрессионизм» в живописи K.XIX - н. XX вв.: творчество Ж. Сёра

постижения мира, которому свойственен путь через разложение объекта на составные части (анализ) и последующий синтез. Мир художественного произведения, вне зависимости от эпохи или стиля, которому принадлежит, также строится благодаря соединению мельчайших частиц. Мельчайшие частицы - мазки слагаются в единое целое мира художественного произведения, равно как мельчайшие частицы - атомы слагают физические тела. Потенциальная возможность разрушения на части и воссоединения составляет один из основных законов Вселенной. Соединение же этих элементов происходит на основе оптической смеси, т.е. в диалоге произведения и зрителя. В результате формируется эталонная позиция зрителя-сотворца, поскольку только ход умозрения восстанавливает целостность мира, образует целое из множества отдельных элементов. Эталонный зритель - тот, кто со-участвует. Важно отметить, что такой способ устройства художественного мира и его отношения со зрителем можно обнаружить в случае каждого живописного произведения, созданного из отдельных мазков, но пуантилизм особо акцентирует этот прием.

Принцип одновременного контраста, соблюдавшийся неоимпрессионистами, может быть представлен и как аналог другой вселенской проблемы - борьбы и единства противоположностей. Не случайно цвета названы дополнительными, то есть дополняющими друг друга в их единой сущности. В результате этого приема вырабатывается эталонная зрительская техника; эталонный зритель - тот, кто познает целое существующим в единстве противоположностей.

Еще один закон бытия, в снятом виде содержащийся в пуантилистской технике, - закон взаимовлияния всех элементов целого друг на друга. Пуантилистами учитывается воздействие солнечного света, искусственного освещения, рефлексов, отбрасываемых от других предметов окружения - и только во взаимодействии всех этих факторов строится каждый элемент и все художественное целое. Такой подход близок искусности реализма, постигающего сущность мира в ее проявленности в каждой поре вещества элемента чувственного бытия.

Метод, позволяющий раскрыть тайны законов бытия, художниками- неоимпрессионистами возводится в статус носителя Абсолютного начала. Главным объектом моделирования становится сама живопись, ибо только она делает суть Вселенной явленной. Метод дивизионизма концентрирует внимание прежде всего на самой живописной поверхности, заставляя своего зрителя специально задерживаться и рефлектировать над тем этапом художественной коммуникации, который обычно легко преодолевается. Пуантилизм тем самым полагает процесс означивания совершающимся не в области абстрактного обобщения, а непосредственно сопряженным с красочной поверхностью. Моделирование самого процесса художественного творчества привлекает зрителя к соучастию и сотворчеству.

Техника пуантилизма лишь усиливает диалогический характер, в котором становится визуальное понятие, но подобным свойством отличается процесс взаимодействия зрителя с произведениями изобразительного

Лекция 136. Направление «неоимпрессионизм» в живописи K.XIX - н. XX вв.: творчество Ж. Сёра

искусства любых стилей и направлений: холст всегда покрыт отдельными мазками, из которых при участии со зрителем начинает формироваться целое.

В неоимпрессионизме выделено три основные позиции, разрабатывающиеся в процессе создания картины - это тон, цвет и линия. Первостепенной по своей значимости позицией глава направления Ж. Сёра полагал линию. Существуют три разновидности каждого из этих элементов. Каждая разновидность соответствует определенному настроению (радостному, спокойному или печальному), которое должно сообщаться зрителю. Установлены закономерности использования системы изобразительных средств. Радость, согласно этой художественной программе, передается доминантой светоносного цвета, теплого тона, и линией, поднимающейся от горизонтали вверх. Спокойствие сообщается уравновешенностью темного и светлого цвета, холодного и теплого тона, доминантой горизонтали. Печаль - доминантой темного цвета, холодного тона, линией, идущей вниз от горизонтали.

Неоимпрессионисты теоретически заявили существующее различие сюжета картины и сюжета живописи, объявив последний единственным, представляющим интерес как для художника, так и для зрителя. Отношения линий, цветов, тонов - истинное Событие произведения живописи, фиксирующее мироотношение.

Пуантилизм - не есть лишь точечная техника, но целостный художественный язык, который обретает форму речевого высказывания в процессе актуализации системы знаков: метода пуантилистской искусности; размеров полотна; композиционного построения; расположения персонажей; аналогии и контраста элементов иконического уровня; сюжета. Модель мироздания, созданная этой языковой системой, представляет мир разделенным на множество отдельных частиц, подобных атомам; и соединение разрозненных элементов в единое целое становится возможным только в ситуации взаимной рефлексии, диалога с человеком, в котором посланное высказывание встречает ответ.

4. Специфика творчества Ж.Сёра

Творчество главного представителя неоимпрессионизма Жоржа Сёра (1859-1891) определяется художественной традицией французского мастера- классициста XIX в. - Ж.-О.-Д. Энгра. Единой для Ж.-О.-Д.Энгра и Ж.Сёра выступает концепция явления Абсолютного в эталонных формах чувственного бытия - произведениях искусства. Художественную традицию также составил язык произведений Э.Делакруа, в творчестве которого неоимпрессионисты видели основание теории оптического смешения цветов непосредственно в пространстве диалога зрителя с произведением, а не на палитре. Объект-языковая картина произведений Ж.Сёра может быть также дополнена принципами монументальной живописи П.Пюви де Шаванна.

Лекция 136. Направление «неоимпрессионизм» в живописи K.XIX - н. XX вв.: творчество Ж. Сёра

Жорж Сёра был создателем неоимпрессионизма, автором этой техники, главным реализатором своих идей. Каждое из созданных Ж. Сёра произведений визуализирует картину мира дивизионизма.

«Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт» (1884-1886 гг.) - программное произведение Ж.Сёра, заявившее концепцию дивизионизма как модели мироотношения. Материальный статус художественного образа позволяет фиксировать все концептуальные понятия картины мира, в последующем становлении художественного образа лишь уточняющиеся, конкретизирующиеся в иконическом облике и возвращающие к закономерностям самого искусного художественного представления мироздания, уже обозначенного на первом этапе художественного диалога- отношения. Такие характеристики материального статуса, как «точечность», «разделенность», «раздробленность», «атомарность», Качество доводят его качество до предела. «Точка» - ничто и одновременно всё, предельно конечна, но порождает бесконечность. Точка как единица, элементарная краскоформа порождает понятия «самостоятельность», «обособленность», «локальность» (привязанность к месту), «фиксированность», «самоценность». В то же время точки находятся между собой в отношениях дополнения. Точечные краскоформы рядоположены, систематизированы (что вызывает представление о наличии фигуры того, кто систематизирует). Точки притягиваются друг к другу за счет собственной противоположности. Точки группируются. Изображение полностью подчинено прямым линиям и прямым углам. Параллельность - основание для образования геометрического конструкта. Наблюдается повторяемость, подобие форм. «Подобие» - одно из доминирующих понятий в изображении; подобие точек продолжается при синтезировании подобием геометрических форм. «Прямота», «равновесие», «устойчивость» характеризуют представленный геометрический конструкт. Линии подчинены закону равновесия вертикали и горизонтали. Последовательное становление индексного и иконического статусов художественного образа позволяет наблюдать статуарность героев, сопряжение фигур и теней по закону единообразия подчинения прямым линиям. Персонажи изображены в природном пространстве, и представленное демонстрирует логику взаимодействия природного и человеческого. Изображен полдень, когда тень от солнца образует прямой угол. Сила солнца управляет геометрией мира и человеческая природа изображена встраивающейся и подчиняющейся божественному диктату абсолютной энергии. В художественное пространство введены персонажи, выступающие в качестве аллюзии на произведение «Завтрак на траве» Эдуарда Мане. Качества задумчивости, размышления, созерцательности, рефлексии присущи данным персонажам - героям, знаменующим человеческое начало, осознающее происходящее Событие. Проявлена геометрия Бытия, геометрия мирового Порядка, гармония, которой подчинен человек, становящийся фигурой в божественной шахматной игре. Материальный статус художественного образа «Воскресенье после полудня на острове Гран-Жатт» изначально, первым речевым ходом произведения в

Лекция 136. Направление «неоимпрессионизм» в живописи K.XIX - н. XX вв.: творчество Ж. Сёра

диалоге-отношении со зрителем сформировали визуальные понятия «уравновешенность», «упорядоченность» микро- и макромира, спокойствие формы-устроителя мироздания, парцеллированность целого. На иконическом статусе триада изображенных пространств - вода, земля, небо - представлены заполненными пересекающимися под прямым углом линиями. От небес к земле выстраивается такая закономерность: порядок движет к расставленности человеческих фигур в качестве столпов солнечной энергии, материализующихся в соучастии со зрителем в результате свершающегося взаимодействия света и тени.

«Цирк» - последняя работа Ж.Сёра, выполнена в 1891 г. Первое сообщение, направляемое произведением «Цирк» зрителю, как это типично для неоимпрессионизма, определяется техникой, в которой выполнена данная работа. В произведении «Цирк» Сёра использовал набор элементов, соответствующий радостному настроению. Тон - светлая доминанта, основные цвета - желтый и красный, линия - радость ассоциируется с направлением вверх и движением слева направо. В основу цветового решения элементарных ячеек произведения «Цирк» положен принцип контраста желтого и синего, оранжевого и фиолетового. Композиционная доминанта диагонали, восходящей слева направо вверх, и противоположная ей нисходящая справа налево вниз - организуют собой всю композиционную структуру произведения.

Зритель собирает отдельные элементы-точки в единое целое, рефлектируя над своей ролью в процессе формирования нового качества, которое не существует без его участия. Зритель исполняет предложенную программу образования нового качества в результате единения противоположностей. Зритель под воздействием цветовой доминанты произведения «Цирк» развивает программу активного, деятельного, возбужденного, радостного соучастия. Зритель определяет доминирующие диагонали как модель «входа» (справа налево вниз), провоцирующую со стороны зрителя активную «встречу» «входящего», и модель «победы» (слева направо вверх), провоцирующую желание динамичного движения по победоносному пути. Зритель раскрывается произведению, большие размеры которого обнаруживают качество подобия, соразмерности зрителю, что способствует восприятию площадки диалога как комфортной для общения. Зритель соблазняется входом в пространство диалога-отношения, раскрытого ему. Визуальное понятие материального статуса, сформировавшееся в отношении зрителя с произведением «Цирк» и определяемое как «соучастие», «динамическое становление», «устремление», «встреча входящего», в дальнейшем будет идти лишь по пути все большей детализации и конкретизации. Но на уровне материального статуса визуального понятия оно уже заявлено во всей своей полноте.

Размеры и расположение фигуры персонажа на переднем плане - клоуна - направляют зрителю высказывание, знаки которого обладают значением «соответствия» размерам и расположению фигуры находящегося перед картиной зрителя. Действия данного персонажа сообщают зрителю

Лекция 136. Направление «неоимпрессионизм» в живописи K.XIX - н. XX вв.: творчество Ж. Сёра

программу радостного и внимательного наблюдения, а также приоткрывания прежде сокрытого и, одновременно, закрывания открывшегося. В речевую программу действия зрителя этим знаком вводятся операции посредничества, репрезентированного ролью клоуна, а также стояния на границе игры и действительности, вовлечения в диалог. Фигура персонажа на переднем плане образует «зрительскую нишу», что является знаком обретения зрителем своего места, роли в диалоге. Персонаж смеется, что усиливает программу радостного наблюдения, уже снятую зрителем на уровне цветовой доминанты теплого тона, переданного оранжевым цветом. Наличие отодвигаемого или задвигаемого занавеса работает на понимание наблюдателя происходящего как активной стороны, своим присутствием дающей целостность событию. Отождествив себя с клоуном, зритель «одевает» на себя маску, которая подчеркивает особую значимость бытия в двух пространствах. Маска и костюм клоуна «одевают» зрителя в одежды такого участника представления, который всегда стоит на границе между зрительным залом и актерами, занимающимися творчеством.

Эталонная схема зрительского действия, предлагаемая произведением «Цирк», заключается в речевой актуализации нескольких объект-языковых систем. Объединяются схемы действия с любым живописным произведением, с произведением определенного жанра (соединение жанровой сцены и афиши), с произведением определенного сюжета (цирковое действие). Но все выбранные Ж. Сёра объект-языковые программы действия взаимосвязаны одной глобальной для данного произведения языковой системой - языком самого метода пуантилизма. Правила данного метода определяют собой все уровни художественного диалога с произведением «Цирк». Сюжет живописи первостепенен, но сюжет картины, хотя его назначение и принижалось пуантилистами, тем не менее, является дополнительным знаковым средством иконического характера. Изображено цирковое действо. Это - мир, в котором главным законом является ловкость, мастерство, искусность. Материалом творчества актеров цирка является их тело, творец и материал - одно. И процесс творчества всегда есть его результат.

Ситуация сотворчества и образует то объединяющее приемы самого метода пуантилизма и все элементы композиции настроение радости, которая есть прежде всего радость сотворчества.

Лекция 137. Направление «постимпрессионизм» в живописи K.XIX - н. XX вв.