Лекчия 138. Субъект-языковая специфика постимпрессионизма

соблюдением формальных признаков плоскостности, линейности сочетается с вытянутыми пропорциями человеческих фигур, вертикальным форматом произведений.

Произведения, созданные П.Сезанном в середине и конце 1860-х гг., могут быть отнесены к стилю «романтизм» они отмечены, равно как и первый период, приемами копирования и прямого подражания. Наиболее востребованным в это время выступает объект-язык произведений Э.Длакруа, П.Веронезе, Эль Греко.

Своеобразным переходным этапом творчества П.Сезанна стало обращение к темам и сюжетам произведений Эдуарда Мане и воссоздание, хотя и в измененном ключе таких картин, как «Завтрак на траве» (1870-1871 гг.). «Современная/Новая Олимпия» (1870; 1872-73 гг.).

Репрезентантом произведения, подводящего итог переходно- романтическому и преимпрессионистическому периоду творчества П.Сезанна выступает «Натюрморт с черными часами» (1870 г.). Предметы, слагающие изображение, следующие: раковина, кофейная пара, хрустальная ваза, лимон, каминные часы, ваза на часах, стол, скатерть, зеркало, керамическая чернильница, черное пустое пространство каминного проема. Ключевые предметы натюрморта - раковина и часы. Извивы зубчатого верхнего края раковины делают ее изображение проводником в пространство черноты за ним. Красным зевом открывается раковина черноте, которая входит в пространство стола и выводит в пространство черноты. Раковина раскрывается - своей щелью впускает черноту бесконечного в себя и одновременно становится проводником в иное. Раковина является знаком вслушивания в ритм Вселенной. Значение такого знака, как часы, формируется за счет отсутствия стрелок на циферблате, отсутствия цифр. Синтезируя, мы можем сказать, что часы не показывают конкретное время, более того, «часы показывают вечность». Часы используются не как показатель текущего момента, а как камертон, настраивающий на вечность, строящий ось бытия для каждого человека. Правая часть пространства уравнивается с чернотой вечности за раковиной слева. Хрустальная ваза формирует границу между правой и левой частями композиции - благодаря этой оси части уравниваются, а благодаря прозрачности материала вазы взаимоотражаются. Граница многогранна и прозрачна, что также указывает на относительное равенство и взаимодополняемость часов и раковины для целостности представленной картины мира. Скатерть характеризуется четкостью ритма складок, определенной последовательностью вертикалей складок и единой прерывистой линией горизонтальных складок. Данные знаки формируют особую плотность, тяжесть покрова, что в свою очередь выводит на устойчивость бытия, картина которого здесь представлена.

В изображении многими специальными живописными приемами соотносятся два зияния вечности - и они уравновешиваются. Вслушивание в ритмы бытия демонстрирует раковина, часы показывают и тот ответ, который получает действие этого вслушивания, и временную характеристику той ситуацию, в которой возможно раскрытие пространства бесконечности.