Лекчия 138. Субъект-языковая специфика постимпрессионизма

Ответ таков: нет предельности времени, нет прибора, фиксирующего вечность времени, кроме самого произведения искусства.

Симметрия соотношений через аналогию обнаруживает гармоническое равновесие бытия. Изображенные предметы вещают о вечности. Идея вслушивания в вечность, не ограниченную суетой бега времени, но пребывающую всегда. Вслушаться в нее, вкусить/испить ее, ступить за грань явленности к раскрытию ее сущности предлагается зрителю. И во многом этот тезис станет определяющим для всего последующего творчества Сезанна, вступающего в свой метод живописи этим произведением.

1872-1876 гг. - импрессионистический период творчества П.Сезанна. Меняется жанровая определенность, что свидетельствует об изменении приоритетной области репрезентирования Абсолюта через предельное понятие «природа», явленного жанровой детерминантой пейзажа. Образцом картин данного периода выступает «Дом повешенного в Овере-сюр-Уаз» (1873г.). Этим произведением открывается серия пейзажей П.Сезанна, в которых создается архитектура пейзажа. Пространство архитектонично, изучаются взаимоотношения между планами и объемами. Специфической особенностью изображения дома здесь, является одновременное представление его с нескольких точек зрения, что станет отличительной чертой изображения большинства предметов в картинах П.Сезанна, и что затем войдет в объект-язык кубизма. Многоаспектность видения, аналитический характер картины мира, разлагающий явление на составные элементы специфичны для этого произведения.

В 1876-1877 гг. происходит отход от импрессионизма, в котором Сезанн совершает художественное движение синтезирования ареаклассицистической программы классицизма XVII в. и XIX в. с ареаклассицизмом импрессионизма.

Конец 1870-х-1888 гг. - зрелый период творчества, когда полновесно утверждается особое пространственное мышление в произведениях П.Сезанна. Основные пространственно-плоскостные элементы - цветовые плоскости прямоугольных очертаний, положенные вплотную друг к другу. Так выстраивается геометрия мира. Композиционной силой обладает не столько форма, сколько цветоформа. Одновременность разных точек зрения на предмет репрезентирует бытие не в отдельном частном аспекте, а во всей полноте. Законы прямой перспективы нарушены в живописном моделировании: дальние предметы приподнимаются и увеличиваются; линия горизонта завышена, планы строятся по вертикальному принципу сверху вниз, организуя движение нисхождения. Пространство делится на три плана: дальний (в натюрмортах это стена, к которой придвинут стол; в пейзажах - небо и гора); срединный (натюрморты - поверхность стола с лежащими предметами, пейзажи - долина с домами); ближний (натюрморты - обрез стола, пейзаж - стволы/ветви сосен). Прямые линии изгибаются в пространстве; цветные планы качаются, объемы наклоняются, что, в соответствии с доказательствами науки конца XIX в., является истиной, обычно нарушаемой условностями человеческого зрения; произведения