Лекчия 138. Субъект-языковая специфика постимпрессионизма

Сезанна выстроены в соответствии с законами особой точности видения. Равновесие представленной картины мира создается в единстве со зрительским действием. И это равновесие может быть противоположно пластическому равновесию; более того, истинное равновесие может возникать только лишь благодаря такой деформации.

Смысл натюрмортов П.Сезанна: изображение Вселенной в ее неподвижности, приближающей изображение к качеству вечности. Вселенная предстает в виде стола и предметов - это поверхность земли и элементы живой природы, но жизненность в них лишена качества преходящести и суетности. Натюрморт - компоновка, расставление, организация, композиция, установление порядка распределения вещей, обнаружение внутренней уравновешенности, системности вещей.

Общая характеристика портретов Сезанна: симметричность, спокойствие, статика модели, сочетаемая с внутренней напряженностью. Душевное напряжение вызывает телесный покой, сосредоточенность.

Жанр пейзажа развивает концепцию дома - как модели устойчивого бытия - энергия небес, разливаясь по скатам крыш, покрывает собой прямоугольное основание земного человеческого бытия. Например, в картине «Гарданн» (1885) гора организована жилыми постройками - от колокольни в вершине и вниз - треугольниками и прямоугольниками домов, лепящих горний склон. Позднее тему гармонии горнего и дольнего как покрываемого горним решает серия работ «Гора Сен Виктуар».

Поздний период творчества - 1890-е-1906 гг., в которые продолжается разработка пространственной модели бытия на узком поле избранных объектов художественного материала и ведется работа над одним, главным произведением этого времени - полотном «Большие купальщицы» (1898­1906). Художественный язык данного произведения представляет актуальный для позднего периода творчества ход синтезирования принципов романтизма и классицизма, определивших два ранних периода творчества П.Сезанна и теперь составивших единство художественной программы произведений мастера на границе XIX-XX вв. Четко обозначена геометрия композиционной организации - композиционная формула треугольных очертаний. В композиции господствует строгая зеркальная симметрия, законам которой подчинены все персонажи. Все планы объединяются большими деревьями, образующими свод над водой. Стволы деревьев организуют фигуры, выпрямляют их, дают связку берега ближнего и берега дальнего. Остов дерева соотносится с остовом тел, визуализируя основание, ось человеческой жизни. Человеческие фигуры с вытянутыми пропорциями встраиваются в эту пирамидальную конструкцию. Героини-купальщицы - тип Человека, погружающегося в пространство природы, в воды тотальности природного бытия. Плавание встраивает человека в гармонию бытия, устремленность составляет смысл и обнажает истину человеческого бытия. Фигуры постепенно выпрямляются, поднимаются, руководимые деревьями, постепенно разворачиваются к противоположному берегу. Фигуры обнаруживают тягу ввысь. Прорыв в финале открывает устроенность бытия.