Специфика творчества П.Гогена

Конец 1870-х - первая половина 1880-х гг. - импрессионизм. Наиболее значимым среди субъект-языков импрессионизма для П.Гогена был язык произведений К.Писсарро. Жанровая определенность - пейзаж и бытовые сцены.

Во второй половине 1880-х гг. в своем развитии художественный язык П.Гогена отходит от импрессионизма. Актуальным становится разрабатывающийся в эти годы символизм. В объект-язык произведений П.Гогена входит искусство Индии, Явы, Камбоджи, Японии, а также античное искусство эпохи архаики и первобытное искусство. Репрезентант: «Натюрморт с тремя щенками» (1888). Приемы использования локальных цветов, четких контуров, фиксирующих границы отдельных элементов композиции; отказ от использования прямой перспективы; плоскостность; иероглифо-символическая концепция значений художественных знаков; представление о неизменности сути явления; лаконизм живописных средств; произведение искусства как явление сверхчувственного.

1888 г. - Арльский период, отмеченный совместной работой с В.Ван Гогом и характеризующийся разработкой знакового потенциала цвета в живописи, в частности, красного цвета. «Кафе в Арле» (1888) - репрезентант данного периода творчества П.Гогена. Композиция построена на основе взаимодействия дополнительных красного и зеленого цветов. Каждый план четко отделен от другого темным контуром. Эти линии - многократно повторенные границы искусственного, игрового создания пространства инобытия, потустороннего мира. Связующие горизонтальные линии дыма окутывают персонажей атмосферой жара полусна, грез, ирреальности, опьянения, созерцательности и мечтательности.

1889-1890 гг. - Бретанский (Понт-Авенский) период. Бретань - это край на севере Франции, оторванный от общего культурного движения, замкнутый в своем мире, еще сохранивший раннехристианские памятники. В Понт-Авене П.Гоген обращается к традиционной средневековой перегородчатой эмали и, переосмысляя основной принцип этой техники, применяет его в живописи. Картина «Прекрасная Анжела» (1889) построена на основе аналогии двух персонажей - идола и женщины, представленных в одинаковой позе, с подобными ликами.

В Понт-Авенский период в художественный язык произведений П.Гогена входит традиция витражного искусства, а также искусства средневековой перегородчатой эмали, на основе которой был сформирован стиль «клуазонизм», характеризующийся лаконичными силуэтными