Творчество А. де Тулуз-Лотрека

В направлении «постимпрессионизм» стилевое пространство ареаромантизма представлено, помимо творений В.Ван Гога, произведениями Анри де Тулуз-Лотрека (1864-1901 гг.).

Художественный путь Анри де Тулуз-Лотрека включает несколько этапов.

1880 г. - посещение класса Рене Пренсто; создание произведений в жанре анималистической живописи: портреты собак и лошадей в движении.

1882-1886 гг. - период обучения в классицистической художественной мастерской.

Выработка собственного художественного языка произведений А.де Тулуз-Лотрека произошла на основе синтеза следующих художественных традиций: объект-язык японской графики стиля «укиё-э» (традиция вошла в язык А.де Тулуз-Лотрека в 1887 г.); объект-язык произведений Ван Гога; объект-язык картин Эдгара Дега. Также актуален объект-язык картин Эдуарда Мане: введение персонажей из иного мира в единый изобразительный контекст, что приводит к визуализации видения невидимого; принцип совмещения планок как взаимопроникновения миров; тема возвышения мира проституции. Среди художественных традиций предшествующих поколений следует отметить объект-язык произведений Я.Ван Эйка, Ф.Хальса, Г.Мемлинга, Л.Кранаха, Эль Греко, Ф.Гойи, Д.Веласкеса.

Тематическое развитие произведений Тулуз-Лотрека проходит этапы привлечения таких сфер художественного материала, как цирк (к. 1880-х гг., возвращение к этой теме - в конце 1890-х гг.); кабаре; танец; пауза перед или

___________ Лекция 139. Постимпрессионизм в живописи конца XIX - начала XX вв._______________

после танца; портреты танцовщиц. Такое развитие демонстрирует постепенную концентрацию на людях, видимо свободных от действия представления, но не способных освободиться от маски; маска искусственности ложится печатью навсегда и определяет суть персонажа, даже находящегося в отрыве от сценической деятельности лицедейства. С 1892 г. сюжетная сторона произведений А.де Тулуз-Лотрека связана с изображением публичных домов. Персонажи-проститутки работ А.де Тулуз- Лотрека находятся в отношениях дружбы и взаимной привязанности («Софа»); лесбийских («В постели»), изображаются в моменты отдыха и ожидания («Диван», 1893 г.). Теме домов терпимости был посвящен альбом "Elles" («Они»): серия из 11 листов (литографии), по образцу японского художника Утамаро.

Основным приемом портретирования было уродование моделей, как способ выявления сущности. Кроме того, создается типаж женщины - индивидуальные черты искажаются для соответствия тому эталону женского персонажа, который использует Тулуз-Лотрек. Иногда уродливость доходит до чудовищности: женщины-монстры в картине «Женщина, одевающая чулок». Черты лица плывут, плавятся, плавится и фигура - нет законченной формы совершенства в оболочке человеческого тела, что провоцирует необходимость освобождения от него и преображения (искажение пропорций тел как способ обнажения их духовного естества - традиция Эль Греко). Уродство провоцирует к поиску совершенства; разрушение плоти производится Тулуз-Лотреком и через это начинается поиск духовных движущих сил; низведение тела до уродливого для того, чтобы начать обратное движение.

Особую важность в произведениях Тулуз-Лотрека всегда имеет одежда, которая формирует персонажей, трансформирует их, выражает их сущность, может становиться символом, в полной мере замещающим героя.

Художественные приемы, используемые в произведениях Тулуз- Лотрека: нарушение законов прямой перспективы - наложение и идейное сопряжение планов; использование в живописи приемов двухмерной графики (метафора эфемерности существования); ведущее средство изображения - линия, экспрессивная, извивающаяся, ломающая контур, выводящая изображение за его объективные пределы; актуально понятие «техника» - применительно к изображению предметов, что приводит к концепции функционального, действенного разворачивания предмета. Это можно экстраполировать на динамику, в которой раскрываются фигуры произведений Тулуз-Лотрека.

В живописи для Тулуз-Лотрека характерно использование техники темперы на картоне, с добавлением большого количества скипидара к маслу, что приводило к плавлению контуров, что также способствовало дематериализации фигур.

При многократных и многочисленных этюдах и подготовительных рисунках окончательный вариант произведения сохраняет впечатление

___________ Лекция 139. Постимпрессионизм в живописи конца XIX - начала XX вв._______________

незаконченности - это принципиальный ход мастера, в котором проявляется тенденция обесконечивания конечного начала.

Спектр художественных идей произведений А.де Тулуз-Лотрека.

Идея жизни как увеселительного заведения, наполненного ужасом этого веселья. («Жизнь - становление ужаса увеселительного заведения»: Тулуз-Лотрек). Ужас увеселений жизни связан с тем, что веселье - лишь для забвения конечности жизни. Движение тела понимается как движение духа, борющегося с телом за свое освобождение и обнажение. Это движение - движение танца. Ситуация борделей и проституток привлекательна изображением таких людей, которые надевают на себя маску в профессии, но которые ведут естественное существование, близкое к животному, природному в своей обычной жизни, и они привлекают мастера именно в эти моменты - когда их маска снята. В этом - определенная уникальность тематики борделей в творчестве Тулуз-Лотрека - нет маски, есть лицо - и это лицо обреченности.

Афиша «Мулен Руж». 1891 г. Характер танца таков, что он провоцирует полную неустойчивость фигуры, бесформенность ее очертаний, сложность позы. И в целом это - танец-полет. Взлетает героиня не только одной ногой своего танцевального движения, но и таким живописным приемом, как построение диагонали из желтых круговых форм: трехчастное желтое пятно на переднем плане слева - волосы Ла Гулю - светильники над черными тенями зрителей. За счет изображения светильников и желтого объединяющего цвета вся эта линия становится восходящей световой линией, в которую встраивается, поддерживает и руководит Ла Гулю (круговые элементы дополнительно поддерживаются узором блузки).

Строится визуальное понятие танца как окрыляющего и дающего полет по дорожке света - и этот полет обещает Мулен Руж.

Афиша «Диван Жапоне». 1892-1893 гг. Взаимопроникновению пространств способствует использование подобных повторяющихся форм извивающихся очертаний: стул в соединении с тростью, грифы контрабасов, кошелек, форма бороды, форма шляпы сидящей, руки дирижера, руки актрисы на сцене. Линии фигуры сидящей также находятся в единстве ритмов со всеми остальными изображенными предметами, и проникает собою все пространства. Подобие композиционных ритмов строит героиню и как музыкальный инструмент (изгибы тела соотносятся с изгибами контрабаса), и как дирижера (палочка в руке дирижера соотносится по жесту с веером в руке героини, а ее голова изображена «на месте» дирижерской головы), и как исполнительницу на сцене (у певицы отсутствует голова, и уже совершенным действием помещения головы героини на плечи дирижера, ее голова помещается и в достраиваемое тело певицы). Главная героиня, не будучи на сцене, изображена в позе выступления.

«Иветт Жильбер поет "Linger, Longer, Loo"». 1894 г. В произведении использован эффект незаконченности - растворения и наоборот материализации фигуры - материализована только та часть, которая связана с выступлением, представлением, и главной характеристикой этой части