Лекция 139. Постимпрессионизм в живописи конца XIX - начала XX вв.

является искусственность, театральность - здесь нет ни одного элемента живой природы; напротив, использовано все, что скрывает плоть: парик, грим - белила лица, помада губ, черная краска бровей и глаз, перчатки вместо рук, одежда. Отсюда исходит принцип представления тела. Улыбка предстает как маска. Улыбка героини искусственна потому, что грим внутри и по сторонам улыбки не отличается - улыбка нарисована - как в переносном, так и прямом смыслах этого слова. Существование человека определяется мерой красочного слоя, который он на себя одевает, веселье показное, клоунада и масочность составляют смысл бытия, потому как это то, что дает явление фигуре. Героиня материализована настолько, насколько она - актриса, и существует только потому, что она - актриса. При всей неустойчивости фигура и голова, в частности, изображена в состоянии тяги обретения опоры - на перчатки. Перчатки могут расцениваться как символ самой игры, сценического преображения, на которое единственно может опереться человек в этом неустойчивом и преходящем мире.

Лекция 140. Направление «символизм» в живописи K.XIX - н. XX вв.