Специфика творчества Г.Моро

Творчество Г.Моро (1826-1898) сложилось под одновременным воздействием академического классицизма и романтизма. Актуальность традиции Делакруа. Но - ученик Шассерио - следовательно, традиция Энгра.

Свойство работ Моро: драматические сюжеты, динамичные композиции, насыщенный цвет.

1860-е гг.: «Эдип и Сфинкс», «Язон и Медея», «Юноша и Смерть». Общее: двухфигурные композиции, вписанные в вертикальный формат. Персонажи находятся в замерших позах, как бы совершая ритуал. Четкий рисунок - не только в фигурах, но в аксессуарах, т.е. внимание к деталям столь же велико, что и к главным персонажам по тщательности проработки.

«Эдип и Сфинкс» - есть работа Ж.-О.-Д.Энгра на тот же сюжет, но в произведении Энгра Эдип торжествует над Сфинксом, а у Моро человек и чудовище сливаются в объятии-противоборстве. Изгиб тела полуженщины- полузверя обольстителен и угрожающе коварен. Человек, проникающий в загадку своей судьбы. Эдип, разгадавший эту загадку, в действительности приближается не к истине, мудрости, познанию, а к заблуждению, темноте очей своих, слепоте, смерти.

Вторая половина 1870-х гг. - манера Моро становится более свободной и экспрессивной, цвет более насыщенным. Мифологическая тематика сохраняется, но в сюжет вносятся фантазии, вымысел автора. Сюжеты Моро возникают за пределами мифа. Например: «Орфей» - фракийская девушка задумчиво держит в руках лиру с головой погибшего певца - то, чего нет в мифе.

«Явление» (1875) - вариант на тему мифа о Саломее - светящаяся голова Иоанна Крестителя, появляющаяся в воздухе, пророчествующая этим чудом о будущем. Собственная мифография строится в произведениях Г.Моро.

____________ Лекция 140. Направление «символизм» в живописи K.XIX - н. XX вв._________________

Мир картин Моро - это зачарованный мир фантасмагорических пейзажей, призрачной архитектуры и дремотных состояний. Пейзажу сообщаются качества одушевленности, человеку - неподвижности.

Принцип «необходимого великолепия» - богатство иного мира, мира душевных движений, устремлений в иное. Моро: драгоценности, роскошь, великолепие, богатство аксессуаров - атрибут божественного (изображений Мадонны). «Танцующая Саломея» (1876). Узор обтекает героиню: вязь золотых линий покрывает фигуру. Подобным образом покрыты фигура служанки и фона - пульсирование орнамента - сцена колеблется - ритм танца Саломеи, танец, приносящий смерть, желание, приносящее смерть.

«Гесиод и Муза» (1891): силуэты персонажей ритмично колеблются, как стебли растений, раскрывающиеся наподобие неведомого цветка. Темные скалы, сжимающие пространство по сторонам, расступаются в верхней части, открывая лазурь неба со звездой и мраморным храмом на горе. Такое построение выталкивает фигуры вверх, создавая впечатление их медленного взлета. Метафора подъема к вершинам Парнаса на крыльях поэтического вдохновения.

Цветолинейная организация, концентрируя в себе духовное содержание, выявляет помыслы природы, скрытые за ее телесной оболочкой.

Соотношение изобразительного сюжета и регулятивной схемы создает игру непрестанных переходов конкретного в абстрактное, зримо присутствующего в подразумеваемое, что и составляет специфику символизма.

Свои картины Моро сопровождал подробным комментарием, разъясняющим назначение фигур и отдельных деталей, т.е. картины имеют развернутую идейную программу.

«Юпитер и Семела» (1896). Античный миф о возлюбленной Зевса, испепеленной сиянием его лучей и в смертный час давшей жизнь богу Дионису, художник превращает в картину мистико-пантеистического видения. Все видимые формы - лишь первый план, фигуры в своем слиянии, в неразрывном единстве друг с другом и с окружающим призрачным пространством образуют воспаряющее целое.