Специфика творчества Мориса Дени (1870-1943)

Для живописи М.Дени актуальны традиции Фра Анжелико, в целом искусства Кватроченто, Сандро Боттичелли. В 1889 г. Дени публикует статью «Определение неотрадиционализма». Традиции Рафаэля, Пуссена, античного искусства. Традиции Гогена, синтетизма - этап перехода от субъективной чувственности к объективным концептуальным построениям.

«Шествие на Голгофу» (1889): традиции Гогена; обобщенность формы, евангельский сюжет соединяется с изображением современных монахинь. Фигуры - единая восходящая по диагонали волнообразная масса, изображены со спины, лишены лиц, индивидуальности, равно как и Христос, несущий крест. Ритм склоненных голов организует медленное восхождение. Поперечина креста останавливает движение, фиксируя внимание на центральном персонаже. Крест как предел. Символическое изображение

Лекция141. Специфика творчества художников группы «Наби»

постепенного восхождения к высотам веры от тяжести гнетущей человека земной жизни.

«Католическое таинство» (1889; реплики 1890 и 1891 гг.). Иконография Благовещения с определенными изменениями. Фигура Богоматери канонична (прототип - Дева Мария из композиций Фра Анжелико). Кроме того: присутствие нимбов, лилии, белой ткани, символически представляющей Богородицу. Ангел заменен современными служителями культа: священником с раскрытым Евангелием и двумя мальчиками- служками со свечами. Если традиционно книга в руках - это атрибут Марии, то здесь с книгой идет вестник. Соединение новозаветного сюжета с современностью: пространство современное наполняется символами божественного присутствия. Идея вечности божественного откровения. Евангельский текст направляется к Марии. Что примечательно, в книге нет слов, это чистые страницы, сам свет, сам символ Книги (Библия - книга; Евангелие - Благая весть). Т.е. само понятие Евангелие здесь раскрывается в своем этимологическом значении благой вести, которая доносится до Марии.

Живопись для Дени - христианское искусство по преимуществу. Живопись воздействует на чувства через рассуждения, в символе объединяются чувственное и интеллектуальное начала: зрение и умозрение.

«Ангельское приветствие» - данная работа передает идею взаимопроницаемости, сообщении чувственного и сверхчувственного миров. Сопоставляются две фигуры - женщины у окна и за окном - даны в зеркальном подобии. Оконное стекло - прозрачная грань между двумя мирами.

В живописных произведениях Дени часто используется прием совмещения нескольких изображений одного и того же персонажа в одном произведении. Например: «Тройной портрет Марты» (1892) - его невеста с глазами закрытыми, полуприкрытыми, открытыми - символическое изображение трех состояний человеческой души: самосозерцания, пробуждения, пребывания в реальности. «Портрет Ивон Лероль в трех позициях» - позирующая на террасе, собирающая цветы, удаляющаяся в глубь сада: постепенное углубление, погружение фигуры, отделение тени (от светлого отделяется темное), части человеческого существа, которая отделяется от тела. Первая фигура - портрет, две другие - символичны: мотивы сбора цветов и прогулки по дороге - метафоры жизни.

Для дома Лероля была написана декоративная композиция «Лестница в листве» (1892). Четырехкратное повторение одной и той же женской фигуры (Ивон), - идея поэтапного восхождения вверх, к небесным садам. Второе название - «Поэтическая арабеска» - внимание переключает на формальный аспект. Условное сокращение цветовых диапазонов, завихрения платьев, орнаментальная трактовка листвы, сложный рисунок просветов между листьями, уравновешивающий фигуру и фон - типичные проявления становящегося стиля Арт Нуво.

Условная гармонизация формы в живописи Дени сочетается с внутренней конфликтностью, выразившейся в частности в двойных

Лекция141. Специфика творчества художников группы «Наби»

названиях. Единство таких противоположностей, как портретные черты и условная символичность; жанровый характер сцен и декоративность. Это поддерживается и единством противоположностей идейного ряда таких ценностных понятий, как духовность, классика, формальная организация, разум и таких понятий, как точное знание, современность, натура, чувственность. Отдавая предпочтение высшим ценностям, Дени тем не менее понимал, что «душа может проявляться только через посредство натуры». При этом, если целостное мировоззрение классической эпохи воспринимало мир в гармоничном единстве материального и идеального, то Дени, как мастер рубежа XIX-XX вв. постоянно ощущал разрыв между тем и другим.

«Марта у посудного шкафа или святая Марта». Один и тот же персонаж в нескольких ипостасях, в нескольких аспектах своего существа - физическом и душевном.

Картины Дени есть встраивание христианского космоса в маленькую ячейку современного быта: священнодействия в современных интерьерах, евангельские персонажи - с портретными чертами. В 1919 г. Дени, вместе с Руо и Девльером создал «Мастерские религиозного искусства», так обозначив программу своего творчества.

«Чашка чая» (1892) - жанровый сюжет чаепития в саду. Но второе название: «Мистическая аллегория». Влияние японской чайной церемонии, понимаемой в дзэнской традиции как ритуал просветления души. Стилизация формы под японскую гравюру - крупные уплощенные полуфигуры, пересечения волнообразных линий, светлый колорит. Портретное изображение здесь также удвоено. Жесты и взгляды свидетельствуют о таинстве, обряде, происходящем здесь. Белая посуда на подносе сливается с пейзажем, становится его частью, как бы иллюстрирует дальневосточные представления о присутствии большого мира в малом.

В искусстве М.Дени реализовывалась программа возвращения веры безбожному веку, внедрения ценностей религии в самое течение современной жизни.

М.Дени также делал иллюстрации и обложки к произведениям Верлена, Дюжардена, Жида, Малларме. Некоторые темы произведений Дени находятся в тесном согласовании с поэзией символизма. Например, тема неприкаянной, скитающейся души («Мудрость» Верлена) у Дени, иллюстрирующего этот цикл неоднократно, проявляется в таких произведениях, как «Процессия под деревьями» (1892). Бесплотные и безликие фигуры («одетые в белое души», по выражению художника) движутся будто в состоянии транса. Это живые воплощения литаний монахинь. Крон деревьев не видно, но витиеватые тени от них четко падают на землю и белые одеяния. Эти ажурные иероглифы - знаки «высшего» мира, стремительно разбегаются по вертикальным и горизонтальным поверхностям, не подчиняясь реальному пространству.

Метафора Ш.Бодлера «природа - храм» реализована М.Дени в произведении «Пейзаж с зелеными деревьями» (1893). Зеленые стволы деревьев с невидимыми кронами возносятся как колонны, а белые фигуры и

Лекция141. Специфика творчества художников группы «Наби»

ангелы как бы совершают литургию в соборе самой природы. Второе название - «Буки Кердуэлла» отсылает к средневековому сказанию артуровского цикла.

Белофигурные композиции Дени - своего рода интеллектуальные диаграммы, понятийные построения в пространстве.