Специфика творчества Эдуарда Вюйара (1868-1940)

Расцвет творчества Э.Вюйара падает на период 1890-х гг. Именно в молодости Вюйар написал свои наиболее поэтичные произведения, создавшие ему славу тонкого лирика и мастера живописного интерьера.

Картина «В постели» (1891), выдержанная в светлых мягких тонах, отмечена влиянием понт-авенской школы - предельный лаконизм формы, плавные, но твердо прочерченные линии силуэта. Тема взаимопроникновения человеческого и божественного обозначена помещением над спящей креста в виде т - знака Абсолюта. Этот символ неоднократно встречается и в других работах наби. Фигура героини превращается в символ, букву, знак, вплавляемый в единый текст со знаком Абсолюта.

Период 1890-1891 гг. был временем самоопределения, поисков собственного стиля.

Из всех современных теорий его больше всего привлекала концепция реализма Эдмона Дюранти (писатель и литературный критик), изложенная в манифесте «Новая живопись», написанном в защиту Дега, где была изложена программа живописи, полностью отвечающая личным склонностям Вюйара. Дюранти писал, что только современность может предложить художнику достойные искусства темы, необходимо уметь обнаружить суть человеческой жизни в его повседневных занятиях, в типичном для него окружении, что приводит к актуализации художественного приема слияния фигуры и фона: взаимопроникновения человеческого и светового пространства, которое его окружает. Весьма важно для понимания сути метода Вюйара привлечение концепции театра Метерлинка, Гауптмана. У Метерлинка в пьесах царит атмосфера неподвижности; краткие реплики разрывают тишину, а затем сцена вновь погружается в молчание. Медитативный характер действия распространяется и на зрителя. Бездейственные персонажи тем самым намекают на действие внутреннее, невидимое и безгласное. Метерлинк в «Сокровище смиренных» развивал идею о «трагическом в повседневности», гораздо более глубоком, чем трагизм великих событий. Подобные темы у Вюйара: «Супружеская жизнь», «Под лампой» (1892), «Читающая» (панно), «Библиотека» (панно).

Вюйару свойственно то же ощущение духовной наполненности, интимной причастности вещей человеческой жизни.

Традицией для Вюйара было искусство Рембрандта и Вермеера (искусство которого было открыто в конце XIX в.). Концепция света. Например, «Под лампой»: золотой свет ярко обрисовывает контуры фигур.

Лекция141. Специфика творчества художников группы «Наби»

Волшебство света, преображающего предметы земного мира. Преображение заключается в нивелировании единичного качества того действия, которым заняты персонажи (чтение, либо шитье, либо беседа), перевод его в качество священнодействия, внутренняя среда духовного общения через свет. Эта освещенная среда отделена от всего остального пространства. Чудесное совершается на площадке подчеркнуто обыденного. Бездействие именно и задает драматическое напряжение.

Вюйару актуальны принципы тайны, неизвестного, изображения невидимого через видимое. Действительность содержит сомнения, вопросы, неоднозначна в своих проявлениях.

Формы сливаются в единое целое, невозможно с первого взгляда отделить фигуру от фона. По мере наблюдения «появляются» все новые и новые фигуры персонажей. В персонажах нивелировано все индивидуально конкретное, лица могут быть вообще не прописаны.

В рисунке тушью «Сидящая девушка» (1891) линии вообще почти отсутствуют, форма передается расположением узора.

У Вюйара часто используется прием сочетания различных орнаментальных поверхностей, разных рисунков тканей. Например, «Штопальщица» (1891): диван, накидка, платье - разные узоры, декор чрезвычайно активен, поглощает светотень, нет моделировки объема. Материя передает подвижность пространств.

Вюйар использовал технику клеевой живописи, типичной для театральных декораций. Трудоемкая техника, процесс требует длительных пауз, необходимых для высыхания клея, что позволяло увеличить время обдумывания, рефлексии над процессом создания произведения.

В 1890-е гг. Вюйар создает четыре цикла декоративных панно для украшения частных домов: проблемы соотношения плоскости и глубины. Для дома Демаре (1892). Например: «Ателье» (фриз). Для дома Натансона: публичные сады (1894). Например: «Сад Тюильри», «Два школьника». Вытянуты по вертикали. Фигуры вытягиваются за деревьями. Традиции искусства XVIII в.: Ватто, пьесы Бомарше. Имитация проемов в стене, открывающихся в наружное пространство.

1896 г.: четыре панно для библиотеки в доме Вакеса. Лучшая монументально-декоративная работа Вюйара. Ансамбль в соотношении с реальной комнатой - сложная иллюзионистическая игра. В картинах изображено то, что реально происходит в помещениях. Зеркала, обращенные внутрь. Плавное растекание картинного пространства в реальное. «Читающая» - зеркало, в котором отражается фигура девушки. Погружение в чтение, в инобытие чтения, растворяющее фигуру для реальности.

Лекция 142. Стиль «модерн» в произведениях изобразительного искусства Западной Европы K.XIX- н. XX вв.