План лекции

1. Художественные традиции произведений изобразительного искусства стиля «модерн».

2. Художественные приемы произведений изобразительного искусства стиля «модерн».

3. Основные темы и сюжеты произведений изобразительного искусства стиля «модерн».

1. Художественные традиции произведений изобразительного искусства стиля «модерн»

формы природы брались за основу орнамента искусства арнуво.

традиции восточного искусства - арабское, в частности (отсюда - арабеска);

традиции эпохи рококо;

традиции искусства средневековья (средневековые традиции ремесла возрождаются; искусство готики);

в XIX в. - традиции искусства Уильяма Блейка, разработавшего тип героя/героини - парящие фигуры, соединенные в арабески, подобные клубам дыма; особое значение в творчестве У. Блейка имела извивающаяся линия;

в XIX в. - традиции искусства братства прерафаэлитов (Уильям Дайс, Форд Мэдокс Браун, Данте Габриэль Россетти) - в произведениях данных мастеров был также создан миф женственности;

Модерн - продолжение приема импрессионистов: взаимопроникновение человеческого и природного пространств реализуется в приобретении фигурами человеческими качеств природного мира.

народное ремесло - принцип творчества собственными руками, все изделия рукодельные; кроме того, сложный рисунок орнаментики был свойством средневекового искусства Британских островов, начиная с кельтов.

2. Художественные приемы произведений изобразительного искусства стиля «модерн»

Орнаментальность. «Мир орнамента модерна есть материализация той «атмосферы души», о которой говорил Метерлинк».

Орнамент воплощает символический характер изображений, орнамент составлен из символов, обладающих всеобщим характером, что само по себе выводит изображение за пределы единичной определенности, расширяя круг значений до всеобщего;

Лекция 142. Стиль «модерн» в произведениях изобразительного искусства Западной Европы K.XIX- н. XX вв.

Символизм - неотъемлемое качество искусства модерна; причем качеством символа обладает сама линеарная форма.

Арабеска - так характер линии искусства модерна обозначался современниками и так вошел в историю. Под арабеской понимается божественная линия, парящая в воздухе. Особенно концентрированно принцип арабески представлен в работе «Удар бича». «В стиле модерн арабески становятся универсальной формой художественного выражения. ... Каждая линия рождает линию, ей противостоящую. Подобно тому, как всякое движение вызывает противоположное действие в духе незнающего конца колебания; колебания формы, где находят выражения движения души, специфическое настроение, состояние которого воплощается посредством линии. ... Арабеска превращается в форму переживания мира».

Под понятием «арабеска» долгое время подразумевали весь набор форм исламского Востока, геометрические, растительные и животные мотивы. В 1893 г. Алоиз Ригль в книге «Вопросы стиля. Основные положения к истории орнамента» ограничил понятие «арабеска» характерным для исламского искусства мотивом раздваивающегося усика растения. Последователи ислама придерживались точки зрения, что художник не должен создавать образ на основе явления, воспринятого зрением и пережитого в реальности, т.е., противясь божественному установлению, стремиться к тому, чтобы преходящие земные формы наделять чертами вечного. В искусстве ислама нет антропоморфных форм, т.е. искусство построено на основе принципиального расконечивания, символического проникновения в то, что стоит за явлением.

Арабеска концентрированно воплощает невидимые силы, действующие в природе, электричество, энергия сфер, незримо пронизывающая собой воздух, которым дышит человек.

Арабески на плоскости организуют особое ритмическое движение. Одилон Редон арабеску определял так: «Она - если не давать точного объяснения - является рефлексией человеческого сознания, которую сила воображения вплела в свою игру; ее воздействие будет побуждать к фантазиям, уровень которых зависит от чувствительности и силы воображения».

Анри Бергсона можно назвать философом, идеи которого во многом стали основой ар нуво. Его метод, основанный на принципе творческой интуиции, центральными понятиями имеет такие, как «длительность», «жизненный порыв», «творческая эволюция» - нематериальные термины для обозначения модерна как длящегося порыва органических линий. За конкретными вещами стоит интенция. В своем сочинении «Жизнь и творчество Равессона», вошедшем в сборник «La pensee et le mouvant» (1904), Бергсон цитирует «Трактат о живописи» Леонардо да Винчи: «Тайна искусства рисования заключена в том, чтобы раскрыть в любом предмете тот особый способ, с помощью которого извивающаяся линия, будучи основополагающей осью, развивается в некое целое, подобно тому как волна всегда из середины распространяется наружу и дает возникнуть многим

Лекция 142. Стиль «модерн» в произведениях изобразительного искусства Западной Европы K.XIX- н. XX вв.

кругам волн». И вместе с философом Жаном Равенсоном (1813-1900) Бергсон делает вывод: «Человеческие существа обозначены волнообразными, нередко змеевидными линиями. Всякое существо изгибается на свой собственный лад. Цель искусства заключается в том, чтобы выразить это движение».

Арабеска находится в тесной связи с той змеевидной линией, которая была образцом красоты для художников-маньеристов. Она служила основой изображения тонкой душевной организации персонажей, и их душевного стремления отказаться от всего, что в их существе есть устойчивого и определенного и устремиться ввысь, к горним сферам.

Важно также помнить, что именно змеевидную, S-образную линию в XVIII в. У.Хогарт назвал линией красоты.

Связь живописи и декоративно-прикладного искусства. В 1880-е годы в Англии были организованы ряд обществ, организаций, гильдий по оформлению интерьеров, занимавшихся книгопечатанием. Начало этому движению положил Уильям Моррис, основавший в 1861 г. фирму «Уильям Моррис и Со», и объединение художников «Движение искусств и ремесел». Движения, которые впоследствии организовывались: «Гильдия столетия» (основана Сельвином Имаджом; идеалы Гильдии популяризировали журнал "Hobby Horse"), «Гильдия Св. Георгия» (основана Джоном Раскиным), «Гильдия тружеников искусства» (1883), «Ассоциация домашних искусств и индустрии» (1889), «Общество резьбы по дереву» (1892). Инициаторами и ведущими членами этих организаций были Чарлз Роберт Эшби, Уолтер Крайн, Уильям Моррис, Артур Макмурдо, Питер Пол Маршал (в объединении Морриса), Форд Мэдокс Браун, Чарлз Дж.Фолкнер и др.). В 1902 г. Чарлзом Эшби была организована «Гильдия художественных ремесел» в маленьком городе Чиппинг Кэмпден - резервация художников и ремесленников.

Искусство стиля «модерн» активно развивалось в области графики. В 1868 г. была улучшена полиграфическая техника, что предоставляло новые возможности для тиражирования; в 1879 г. была открыта цветная литография, что было условием для развития художественного плаката.

3. Основные темы и сюжеты произведений изобразительного искусства стиля «модерн»

тема танца Саломеи (Г.Моро, Ф.фон Штук, О.Бёрдсли); эротическая тематика; женственность; тема Евы,

тема женского тела - соблазнение, искушение, совращение; женское тело - как символ чувственности, чувствительности, символ двигающих человека страстей плоти; символ человеческого грехопадения, влекущего к смерти;

женщина как символ души, душевного начала в человеке;

Лекция 142. Стиль «модерн» в произведениях изобразительного искусства Западной Европы K.XIX- н. XX вв.

женская тема сплетается с темой зла греха - тип роковой женщины - femme fatale; женщина как олицетворение греха; женщина-вампир;

Юдифь, равно как Ева и Саломея - женщины, губящие мужчин, губящие все человечество;

Различие темы Юдифи и Саломеи: Саломея - губящая мужчину из-за своего желания обладать им; Юдифь - губящая мужчину из-за его желания обладать ею, использующая его желание для победы над ним, над его народом и т.д. Юдифь - подтекст лишения чувств (сна) героя, его беззащитности перед женской силой, предшествующего непосредственному отсечению головы.

вариант женского персонажа: Офелия: женщина-утопленница, слившаяся с водной стихией, ушедшая в смерть как в мировые воды, растворившаяся в смерти; качество нимфы в женщине;

тема полуживотного-получеловеческого начала: сфинкс; тема андрогинна - двуполого существа; темы человеческой сексуальности обостряются в эту эпоху; вьющийся орнамент, текучие линии часто принимают форму реки времени (например: Уильям Блейк «Река жизни», 1805 г. - традиция для модерна); тема течения; волнения, волн; поток есть символ устремленности в иное, тяга к растворению в водах, потере своей самостоятельности, растворение своего качества;

извивающиеся линии и формы получали свое опредмеченное завершение в фигурах змей, червей. Например: Чарлз Рикетс. Гигантский червь. Из журнала «Диал», №1, 1889. (стр.35 кн. Модерн). Волосы героинь часто подобны змеям. Змея потому и сопрягается с женщиной, что дьявольское начало смертью именно через женщину заразило человеческий род. И змея здесь выступает символом дьявольского искушения. Параллели змей и червей также объяснимы этим мифом о попадании яда смертности в человеческое существо, и черви - символ смерти человеческой плоти, тотальной смертности человека.

Лекция 143. Стиль «модерн» в живописи K.XIX- н. XX вв.