План лекции

1. Характеристика австрийской живописи стиля «модерн»: творчество Г.Климта.

2. Характеристика немецкой живописи стиля «модерн»: творчество Ф.фон Штука.

3. Специфика английской живописи стиля «модерн»: творчество У. Крайна.

__________________ Лекция 143. Стиль «модерн» в живописи K.XIX - н. XX вв._____________________

1. Характеристика австрийской живописи стиля «модерн»: творчество Г.Климта

Произведения Густава Кпимта обнаруживают знаки объект-языков ювелирного дела, классицизма, символизма, модерна, фотографии, искусства Античности, импрессионизма, Византийского искусства, древне-восточного искусства, Японского искусства, фовизма.

Общей чертой объект-языков ареаклассицизма в творчестве Кпимта является пантеистическое мировоззрение. Представление Абсолюта в качестве света - блеск драгоценностей, солнечный свет, мерцание золота, как оплотнившегося духовного света - является особенностью объект-языка ареаклассицизма произведений Кпимта. При этом человек становится носителем духовного света в силу его наполненности присутствием бесконечного. Подобное возможно в момент уподобления.

Картина «Юдифь и Олоферн». Героиня подчеркнуто соблазнительна: она полуобнажена, украшена драгоценностями. Привлекательность женщины в качестве ее украшенности усиливается за счет приближенного, укрупненного плана изображения, демонстративной фронтальности ее фигуры, сопоставления с мужским началом. Таким образом, осенение духовным светом несет эротический заряд - Юдифь становится богиней Эроса. Т.е. «Юдифь» Кпимта становится мифом о нисхождении божественной энергии в женщину в контексте нисхождения божественной энергии Эроса. Юдифь есть знак божественного Эроса, обнажающего истину и влекущего к ней. Женщина выступает визуализацией импульса, исходящего от Абсолютного начала, который соблазняя собой Конечное, выводит его на уровень перерождения через смерть. Юдифь отрубает голову мужчине, соблазнившемуся ее красотой, и тем самым позволяет ему погрузиться в небытие. Т.е. женщина, наполнившаяся духовным светом, который понимается силой эротического влечения божества, демонстрирует изливание эротической энергии в мир конечных форм. Доминирование искусительной силы Эроса есть знак бесконечной эманации Абсолютного, которое утверждает себя.

Художественный язык этих стилевых направлений символизма, фовизма, экспрессионизма, входящий в произведения Кпимта, ориентирован на отход от изображения предметов наличного бытия, выход в сферу беспредметного - духовного. Это проявлено в доминировании следующих признаков. Живописность: размывание контуров (символизм), живописная линия (арабеска - модерн), стихийная динамичность мазка (фовизм); Глубинность: прозрачность красочного слоя (символизм), диагональные затягивающие композиции (модерн); Открытость: доминанта изогнутых, кривых, пересекающихся линий (модерн), асимметричная ритмизация форм (модерн), искажение пропорций (фовизм, модерн); Единство: тональная цветовая гамма (символизм), обобщенность форм (фовизм); Смутность: отказ от светотени (модерн, фовизм), изображение плоскостных фигур (модерн,

__________________ Лекция 143. Стиль «модерн» в живописи K.XIX - н. XX вв._____________________

символизм), большое количество символов, указывающих на иную реальность (символизм).

Произведение искусства тогда представляет собой предчувствие мгновения, вырывающего из действительности, восстанавливающего целостность с Универсумом.

В живописном произведении «Течение» объект-язык ареаромантизма является преобладающей тенденцией. Эрос в данном произведении является силой, вовлекающей, заманивающей в пространство бесконечного, которая соблазняет собой и растворяет в недрах бессознательного. Данный аспект Эроса контрастно выявляется в сравнении со знаком Эроса в ранее анализируемом произведении «Юдифь и Олоферн». Юдифь представляет собой конечное начало, наполнившееся духовным светом - силой эротического влечения божества. Доминирование искусительной силы Эроса есть знак бесконечной эманации Абсолютного, которое утверждает себя. В произведении «Течение» Эрос выступает силой заманивающей, погружающей в себя, т.е. бесконечное затягивает конечное в сферу беспредельного, предлагая восстановить целостность бытия.

Субъект-язык Кпимта выявляет конечное как вечное стремление единения с Абсолютным началом, посредством открытия в себе этой бессознательной тяги. Данный аспект субъект-языка Кпимта обусловлен включением знаков объект-языка современных направлений в искусстве, проявляющих по преимуществу в-образительную тенденцию.

Знаки субъект-языка произведений Густава Кпимта:

Сопоставление реалистичных и условных элементов: объемная моделировка лица и рук сопоставляется с плоскостным решением фона и платья модели, орнаментальные плоскости - с натуралистическими деталями, пустой фон - с орнаментально решенным пространством. Контрастное сопоставление натурализма и символизма есть знак стремления Кпимта визуализировать грань между материализацией и дематериализацией.

Двоемирие.

Орнамент с древней символикой. Кпимт использует орнамент, основанный на соотношении знаков мужского и женского начал, фаллических и женских (в аспекте качества плодородия, материнства) символов. Т.е. орнамент как изобразительное средство несет в себе сексуальный заряд, вводит эротический контекст в изображение. Следовательно, законы бытия обусловлены эротической тягой двух начал - слияние двоих в космической вечности.

Женский персонаж. Главным персонажем произведений мастера выступает женщина, следовательно, женщина наделяется особенным значением. Образ женщины многоаспектен в творчестве Кпимта - сюжетно его интересуют женщины, соблазняющие и губящие человека своей красотой (водяные змеи, русалки), убивающие с помощью своей красоты (Юдифь), соблазняющие бога своей красотой (Даная, Леда), обусловившие появление смерти в мире (Ева). В связи с этим художник предложил новый идеал

__________________ Лекция 143. Стиль «модерн» в живописи K.XIX - н. XX вв._____________________

красоты женщины: эротизированная реалистически изображенная обнаженная женская фигура. Т.е. женщина - это сила, соблазняющая и повергающая человека в пространство небытия, растворяющее его сущность. Женщина есть проводник в мир Бесконечного, т.к. является выражением доминанты бессознательного, носительницей истины существования, обладательницей тайны рождения новой жизни. В контексте воплощения бессознательности, женщина предстает визуализацией желания, влечения к Абсолютному началу, посредством эротического начала, заложенного в ней. Она, соблазняя собой, предлагает выход из своей конечности, т.е. ее красота должна служить неким проводником в бесконечность. Красота женщины, возвеличенная золотым великолепием и богатством красок, позволила Климту воссоздать славу утерянного рая, где человек, осужденный на мимолетное цветение, может пережить моменты наивысшего блаженства, прежде чем он снова исчезнет в вечном круговороте природы.

Золотое свечение. В совокупности со знаком обнаженности женских тел (визуализирующих собой эротическое влечение) золото наделяется функцией заражения эротической энергией.

Черный цвет - не иконический знак (ахроматический). Противопоставляется золотому цвету (или светлому тону) как противоположный по значению. Обычно темный цвет сопровождается мотивом погружения в него, т.е. ассоциируется с изображением небытия. Погружение - растворение, нивелирование. Таким образом, по аналогии с золотым цветом, который выступает визуализацией сил Эроса, высвечивающегося, проявляющегося, черный цвет в его субъек-языковом значении служит олицетворением сил Танатоса - влечения к смерти как возможный способ нахождения целостности с Абсолютным.

Экстатическое состояние. Подчеркивается отрешение, отстранение женщины, нахождение ее в ином пространстве, в ирреальном, духовно и мысленно постигаемом. При этом эмоции находятся на пределе, на грани экстаза.

Знаки присутствия мотива смерти: смерть у Климта - это не только умирание, удаление конечности как телесности, материальности, но это есть отказ от собственной индивидуальности как стремление к Единому.

Знаки, выводящие на понятие «течение»: орнамент в виде волны, поток человеческой жизни (сплетение человеческих фигур, символизирующих молодость, старость, беременность и т.д.), изображение водной стихии, уподобление струящейся ткани, одежды поверхности водного потока и т.д. Вода - древнейший символ плодородия и источник самой жизни, т.е. происхождение мира из первородных вод, женского символа потенции, что по Климту есть эротическое начало в женщине, связывалось сексуальностью. Вода, по Климту, есть естественная стихия женщины, в частности «роковой женщины», а течение, постоянное движение - естественное состояние. Таким образом, тема течения, волн возникает как изображение стихии бессознательного, заманивающее и погружающее в свои воды - символ устремления в иное, растворение своего.

__________________ Лекция 143. Стиль «модерн» в живописи K.XIX - н. XX вв._____________________

Субъект-язык художника Густава Климта представляет собой систему знаков, в преимуществе своем обладающих значением расконечивания конечного как поиск возможного хода навстречу Бесконечному. Основываясь на объект-языковых знаках, художник формирует свою знаковую систему, наделяя их субъективным значением, которое выражает собой дуалистический принцип мироотношения. При этом знак объект-языка ареаклассицизма в контексте произведений Климта наделяется значением противоположной тенденции.

Целостный репрезентант творчества Г.Климта - картина «Даная».

Главные визуальные понятия, которые моделируются этим произведением: «сакральность эротического действа». Представленное соитие женщины с золотым дождем есть священный акт: во-первых, одной из сторон является божество, озаряющее своим светом пространство, во- вторых, сцена прикрыта черным занавесом, огораживая изображенное действие от профанного мира, и следующий момент - оно происходит в бесконечном, вневременном пространстве, т.е. в самом лоне Универсума. Таким образом, открывшаяся тайна визуализирует саму сущность жизни Вселенной: как бесконечное совокупление бесконечного и конечного начал.

Также любовный акт есть выход в экстатическое состояние. Экстаз можно определить как выход за границы собственной конечности, самости, как переход от психологически субъективного к объективному роду бытия, т.е. жертвуется собственная индивидуальность, что в свою очередь понимается как временная, мистическая смерть. Но смерть эта оборачивается рождением в новом качестве, и Эрос и Танатос сосуществуют и взаимодействуют, обуславливая друг друга. Таким образом, эротическое есть действие, позволяющее соприкоснуться с Абсолютом. И в этом смысле, изображенная женщина уже не Даная, а символ женщины, человека, конечного начала вообще.

Ключевое визуальное понятие живописного произведения «Даная» Г.Климта - влечение конечного к своему Первоначалу, бесконечному, как принцип бытия человека, находящее свое удовлетворение в состоянии полного самозабвения и слияния с неким изначальным органическим Бытием посредством принципа гармонии Эроса и Танатоса. Художественный образ есть открывание чего-то сокрытого, мира своего бессознательного, глубокой эротической тяги человека, желающего соития с божественным как возвращения в изначальную целостность своего бытия. Т.е. открывание своего истинного «я» (в смысле содержащей в себе божественную энергию, являющей собой часть Целого, Единого), нахождение в себе этой уникальной возможности.

2. Характеристика немецкой живописи стиля Модерн: творчество Ф.фон Штука

Репрезентант творчества Ф.фон Штука - картина «Грех». Тело женщины светится во мраке, и равно как мрак, оболочку, оформляющую ее

__________________ Лекция 143. Стиль «модерн» в живописи K.XIX - н. XX вв._____________________

тело создает обвивающая его змея. Сочетание взгляда змеи и взгляда женщины, фигуры змеи и фигуры женщины (волосы, спускающиеся по плечам и телу, дублируют спускающуюся змею). Темный колорит также позволяет фигурам сливаться в единое целое.

Рама с колоннами с каннелюрами, которые вторят волнам волос и змеи, придают монументальность, значительность изображенной сцене, грех возводится в категорию непреложной истины, грех становится практически иконным изображением, демонстрирующим объект поклонения человека.

Другие названия этой работы: «Чувственность», «Порок». Было создано пять вариантов работы.

Штук работал в журнале «Пан», создал эмблему этого журнала. В живописи его также интересовали мифологические существа Греции и Рима: фавны, кентавры, силены. Например: «Пан, играющий у моря на сиринге» (1914), 70x79см, масло, дерево.

3. Специфика английской живописи стиля «модерн»: творчество У. Крайна

Уолтер Крайн - последователь прерафаэлитов и Уильяма Морриса; традиции Уильяма Блейка. Традицию также составило искусство Флоренции эпохи Кватроченто. Традиция цветной японской гравюры на дереве.

Уолтер Крайн - теоретик искусства, его труды были переведены на многие языки и оказали влияние на развитие искусства по всей Европе и в Америке. Теоретический трактат Крайна - «Линия и форма» (Лондон, 1900) - программное сочинение. «Силуэтный рисунок - это альфа и омега искусства. Он является старейшим средством самовыражения у народов, стоящих на начальной ступени культуры, а также у всякого ребенка». «Похоже, что мы открываем своего рода последовательность в выразительной способности линии: горизонтальной и вертикальной, со всякого рода градациями и переходами; волнистая линия, придающая выразительность развивающейся, мощной спирали; меандр - линия, приближающаяся к равновесию, текучая линия; или острое противопоставление и столкновение прямоугольных линий. Без сомнения, рисовальщик, овладев «чистой» линией, способен раскрыть ее великую выразительную силу. Линия, на самом деле, - это язык, в высшей степени обогащенный ощущениями и выразительностью, варьирующийся в разных наречиях; язык, который может быть применен для самых разных целей и который, фактически, применим во всех видах рисования».

С 1888 г. У.Крайн был ведущим членом выставочного объединения «Движения искусств и ремесел», международную программу которого он в значительной мере и определял.

Уолтер Крайн был и живописцем, и иллюстратором, и художником книги, графиком, художником по ткани, витражистом, плакатистом, керамистом, ювелиром.

__________________ Лекция 143. Стиль «модерн» в живописи K.XIX - н. XX вв._____________________

«Кони Нептуна» (1892 г.) - один из главных репрезентантов творчества У.Крайна. Декоративное преобразование сил природы. Одушевление сил природы, мифологический характер, божественная природа очевидных природных процессов. Оборотная, чудесная сторона природных явлений. Совмещение нескольких стихий: кони как птицы (когти вместо копыт; грива как крылья). Волны становятся конями, постепенно приближаясь к переднему плану, на дальнем плане сходство между животной и природной формой менее различимое. На конях украшения из раковин - и эти раковины затем представлены на самом переднем плане - там, куда движутся кони- волны - на морском берегу, лежащими как обычные ракушки. Раковина - символ тайного и сокрытого, которое обнаруживает свою сущность в этом произведении. Метаморфозы - превращения.

Лекция 144. Стиль «модерн» в графике K.XIX - н. XX вв.