Древнеегипетский канон

Канон - это свод художественных правил, способствующих выявлению локальных черт в изобразительном искусстве, присущих именно данной культуре, и закреплению их в памятниках. Основу канона составляют пропорциональные соотношения - определенная, упорядоченная для каждого типа изображений система пропорциональных величин.

Слово «канон» в переводе с греческого означает «закон», «правило», «образец». Термины, имеющие такой смысл, в египетских текстах употреблялись в значении невысказанной мысли, подобно Сиа, которая зародилась у бога Тота. Будучи произнесенной, мысль претворялась в образе храма, сооруженного по прообразу, задуманному в мысли, статуи или рельефа. Воплощение замысла древнеегипетского мастера должно было облекаться в каноническую схему - план храма или гробницы, тип статуи, композиция рельефного или живописного произведения.

Термин «образец» или «правило» заключал в себе также оттенок, связанный с представлением о правильном жизненном пути, о правильном ведении жизни, то есть со своеобразным предписанием, о Космическом порядке.

Канон в его сакральном осмыслении представлялся некоторой универсальной системой, в которой воплощены вечные, священные формулы изображения. Обязательность следования правилам канона приводила к тому, что сам творческий процесс уподоблялся священнодействию, ибо боги, по мнению египтян, были первыми творцами искусства. Если бы определение канона было сформулировано египетскими мастерами, то оно бы представляло канон как законы постижения божественной мудрости и создания произведений искусства в соответствии с первообразом.

Носителем канона как системы «образцов» или «правил» были жрецы, сочетавшие духовный сан с профессиональным занятием искусством. Жрецы-художники были хранителями традиций, передавая их из поколения в поколение, причем сами традиции расценивались не только как некий обобщенный свод необходимых правил, писанных и неписаных, но и как нечто священное, овеянное духовной силой и сообщаемое людям в качестве божественного откровения. Канон как священное знание способствовал выявлению индивидуальности автора. Мастер, не занимаясь поисками композиции, проявлял свою индивидуальность в манере осмысления образа, в раскрытии его внутреннего содержания. Однако сокровенное знание канона не могло быть всеобщим достоянием, поэтому для рядовых мастеров- исполнителей существовали специальные образцы-модели, которым они обязаны были следовать.

Канон древнеегипетского искусства включал в себя широкий круг понятий, объединяя композицию памятников, иконографию образов, художественные средства их воплощения. Многогранная сущность канона