Репрезентанты культового зодчества XX в. (зодчество соборов, церквей, часовен)

Собор Михаила Архангела в Ковентри (1956-1962), созданный архитектором Безилом Сиэнсом. Собор - выдающееся произведение храмового зодчества, в котором средства современной архитектуры органично воссоединились с подлинными историческими реликвиями. В основу общего замысла собора положена христианская идея прощения, примирения враждующих сил и единения всех наций.

Церковь в Берлине (Германия), возведенная в 1957-1963 гг. по проекту архитектора Эгона Эйермана, в какой-то мере повторила структуру метафоры собора в Ковентри. Сочетание законсервированной руины - портальной части и полуразрушенной башни неоготической мемориальной церкви кайзера Вильгельма (1891-1895) - с элементарной геометрией массивного октогона новой церкви и шестигранной башни, черные стальные каркасы которых заполнены сотообразными панелями, стало символом восстановления. В этом напряженном нагромождении масс среди обыденности площади с транспортной развязкой, в контрастах жесткой правильности новых частей и причудливой живописности развалин звучит трагическое предостережение и напоминание о непоправимом.

Капелла пилигримов Нотр-Дам-дю-От, созданная по проекту архитектора Jle Корбюзье в 1950-1954 гг. на юге Франции в селении Роншан близ Бельфора на вершине холма в горах Вогезов. Ле Корбюзье, духовный Лекция 147. Особенности храмовой архитектуры XX столетия

лидер гуманизирующей тенденции определил «пять пунктов новой архитектуры», которые предложил зодчим как универсальный закон формообразования железобетонной конструкции. Воплощением новых законов стала Капелла пилигримов. Игрой архитектурных форм, пространства и света мастер стремился возбудить религиозное чувство без использования привычной церковной типологии; задача виделась ему в создании некоего «сосуда интенсивной концентрации и медитации», «акустического компонента» в области форм. Искус сотворения художественно-религиозного образа в качестве моста между человеком и Богом заманивает в это сакральное место множество людей со всего света.

Церковь в Нагеле (1958-1960) построена по проекту нидерландских архитекторов Якоба Беренда Бакема и Иоханнеса Хендрика ван ден Брука. Универсальным стереотипам интернациональной стилистики зодчие здесь противопоставили конкретность решения для конкретного места в конкретных обстоятельствах, а абстрактной геометричности - правдивость открытых конструкций и грубых, не скрытых отделкой материалов. Нидерландский храм явил собой попытку создать архитектуру из сочетания неприкрашенных, незагримированных материалов, причем эта попытка была осуществлена с величайшей сдержанностью самоотречения.

Церковь Мадонны бедных в Баджио близ Милана (Италия) построена в 1952-1954 гг. по проекту архитекторов Луиджи Фиджини и Джино Поллини. Церковь стоит среди периферийного миланского массива дешевых муниципальных жилищ. Архитектура здания предстает как оболочка интерьера, несущего отзвук мистицизма древнехристианских базилик.

Церковь Святой Троицы в Вуоксенниске (Иматра, Финляндия), построенная в 1957-1959 гг. по проекту выдающегося финского архитектора Алвара Аалто, явилась образцом многофункционального храма с полностью мобильным внутренним пространством. Тип «многофункциональной церкви», разработанный западноевропейскими архитекторами в 1960-е гг., воплотил идею нераздельной общности ценностей земных и небесных, интересов церковной и светской жизни. Многофункциональная (или многоцелевая) церковь предполагала объединение в одном и том же пространстве функций религиозных и светских. Тем самым церковь получала возможность существенно расширить свои коммуникативные функции, стать местом объединения людей не только на основе конфессиональной общности.

Церковь Св. Франциска в Пампульи (Бразилия) была создана в 1943 г. по проекту архитектора Оскара Нимейера. Церковь ознаменовала начало развития храмовой архитектуры в интернациональных станах (Мексика и Бразилия в Латинской Америке, Япония на Дальнем Востоке) и стала образцом национального бразильского направления на основе корбюзианства (стиль Ле Корбюзье) - «неорегионализма».

Собор Метрополитана Носса Сеньора Апаресида в Бразилиа (1959-1980 гг.) создан по проекту Оскара Нимейера. Храм «Тернового Венца» как национальный символ Бразилии.

_______________ Лекция 147. Особенности храмовой архитектуры XX столетия__________________

Церковь пилигримов в Фельберт-Невигесе (Германия) была построена в 1963-1968 гг. немецким архитектором Готфридом Бёмом. Является воплощением идеи зодчего - создание церкви в качестве семантической оси, объединяющей архитектурный объем и его функцию в единую природную структуру.

Церковь Сан Джованни Баттиста близ Флоренции (Италия) была воздвигнута архитектором Джованни Микелуччи в 1960-1963 гг. в память рабочих, погибших на строительстве автострады Солнца. Церковь как образец антифункционализма, возникшего в 60-е гг. XX в. Ключевой принцип - архитектурное сооружение должно быть результатом не «научной организации», а взаимодействия окружения и его обитателей.

Церковь Святого семейства в Салерно (Италия), построенная в 1968­1974 гг. по проекту архитектора Паоло Портогези, стала визуальным воплощением в культовом здании стиля Необарокко и метода пространственных полей, разрабатываемого итальянским зодчим.

Церковь в районе Калев (Темпере, Финляндия) была построена в 1966 гг. по совместному проекту супругов Рейли и Реймы Пиетиля в качестве альтернативы функционалистической догме. В архитектурном объеме творчески переработан принцип стиля Барокко, в котором активным фактором становятся свет и порождаемые им эффекты.

Католический собор Св. Марии в Токио (Япония) был воздвигнут в 1963-1964 гг. по проекту выдающегося японского архитектора Кэндзо Тангэ, как образец традиций японского искусства. Главный принцип - аналогия с живым организмом, противопоставление жестко фиксированным принципам формообразования. При проектировании собора Святой Марии архитектор использовал два самых популярных мотива христианской символики - «крест» и «рыбу», воплощающим суть христианского вероучения.

Образцом неомодернизма, возникшего к концу восьмидесятых годов XX в., является Церковь Мяннистё в Куопио (Финляндия), которая была построена в 1988-1993 гг. архитектором Юха Лейвискя. В храме мастерски соединена традиция неопластицизма с традицией национальной архитектуры.

Церковь на воде в горах острова Хоккайдо и Церковь света в Икабари (Япония), созданные по проекту зодчего Тадао Андо, являются примером новых идей мастеров так называемого «третьего поколения» в их стремлении помещать храмовые сооружения в лес, или делать акцент на соответствии облика церкви окружающему ее пространству. Цель Тадао Андо - освобожденное от «информационного шума» выражение простых человеческих чувств, фундаментальных для соучастия человека и мироздания. При этом мастер считает бетон лучшим материалом для создания архитектурных произведений света и пространства. Архитектура Андо не противоречит ни одной из мировых религий, благодаря очень высокому уровню абстрагирования от конфессиональных различий и присутствию в этом сакральном пространстве света как единого и вечного символа божества.

_______________ Лекция 147. Особенности храмовой архитектуры XX столетия__________________

Церковь Св. Марии в Марку де Каиавесес близ Порту (Португалия) возведена в 1990-1999 гг. по проекту архитектора Альвару Виейра Сизы. В индивидуальный метод мастера вошли и критически пересмотренные начала модернизма, и архетипы традиции, средиземноморского вернакулара. Метод Сизы гибок, в каждом конкретном случае он переходит в конкретную форму с учетом ее контекста.

Церковь Иоанна Крестителя в Моньо (долина Маджиа, Тичино, Швейцария) и Собор в Эври под Парижем построенны по проекту зодчего Марио Ботты.

Церковь в Риме (Италия) возведена в 1996-2000 гг. по проекту американского архитектора Ричарда Мейера.

При всем разнообразии индивидуальных архитектурных решений нетрудно увидеть три основных типа культовых сооружений XX в.: во- первых, здания, визуализирующие тенденцию эманации бесконечного в конечные формы, и, следовательно, служащие пластическим воплощением диктатных распоряжений, содержащихся в Священном Писании; во-вторых, здания, драматической напряженностью форм воплощающие энтузиазное стремление конечного человека к Богу и, в-третьих, здания, отличающиеся минимизацией изобразительных средств, вплоть до полного отказа от всяческого декора. С точки зрения колористических решений преимущество отдается почти монохромным композициям, где несколько цветовых пятен лишь подчеркивают общую цветовую сдержанность, только обозначая смысловые символические акценты.