Лекция 9. Изобразительное искусство Древнего Египта времени Древнего царства (4 ч.)

охватывает все виды древнеегипетского искусства, закладывая основу их органического синтеза.

Все без исключения памятники изобразительного искусства древних египтян построены в соответствии со структурой пропорций, составляющих шкалу из восьми величин, которые получены из девятой - исходной, соответствующей максимальному размеру всей композиции. Суть канона в том, что пропорциональные величины образуют стройную и строгую систему соответствия между размером всей композиции и каждого ее элемента. Геометрические построения позволяют определить восемь пропорциональных величин, которые в порядке убывания располагаются следующим образом: М (АС), А, С, S, О, N, Е, J, R.

Высчитать эти величины можно по пропорции АВ/ВС=АС/АВ, где АС - максимальная величина, АВ получается путем деления отрезка АС в золотом сечении. А само золотое число Ф = 1,618... , что при написании в виде натуральной дроби приблизительно получится 5/3, 8/5, 13/8, 21/13 ... При этом, числовые значения получены в безразмерных величинах, допускающих использование любых единиц измерения, будь то локоть, стопа, кулак, употребляющийся в Древнем Египте, или современная метрическая система.

Нет никаких документальных данных, подтверждающих использование египтянами системы пропорциональных величин, но их присутствие прослеживается во всех памятниках Древнего Египта, начиная с пирамид и кончая любым произведением малых форм.

В древнеегипетских памятниках человеческая фигура практически всегда изображалась целиком. Лишь очень небольшое число произведений выходит за пределы этого правила (гизехские головы, скульптурные модели - т.е. вещи вспомогательного назначения). Отсюда и в пропорционировании фигуры мастер исходил из целостного ее осмысления, ведя расчет пропорциональных величин соответственно полному росту.

Начиная со времени Древнего царства и кончая эпохой Саиса, в Египте существовала система измерения, согласно которой высота стоящей или сидящей фигуры укладывалась в 18 квадратов, причем верхняя линия 18-го квадрата приходилась на уровень середины лба, так что вся фигура в полный рост выходила за пределы сетки. Согласно этой системе локоть измерялся длиной ладони от кисти до большого пальца. В связи с этим малый локоть состоял из шести ладоней, которые трижды укладывались в фигуре, соответствуя 18-ти квадратам.

Механическая конструкция сетки распространялась лишь на изображения человеческой фигуры, отчасти - животных, построение композиций и не затрагивала памятников архитектуры, будучи неприемлемой для них, поскольку архитектурные сооружения требуют точного, а не приблизительного расчета.