Музейное зодчество в 90-х гг. XX в.

В первой половине девяностых годов японский архитектор Тадао Андо построил два музея, включенных в заповедные ландшафты. При этом каждый из них строился медленнее, чем позволяла строительная техника. Например, Музей современного искусства на о. Наисима во Внутреннем море (префектура Кагава, Япония) строился, наращиваясь с 1990 по 1995 гг.

_______ Лекция 148. Зодчество галерей, выставочных залов, музеев современного искусства XX столетия_______

В девяностые годы XX в. к музейному зодчеству обратился постоянно экспериментирующий японский зодчий Арата Исодзаки. Его небольшой Музей современного искусства Наги (1992-1994), построенный в маленьком городке Наги-тё (Окаяма, Япония), состоит из трех геометрических объемов, каждый из которых посвящен одному художнику и связан с космологической символикой (павильоны «солнце», «луна» и «земля»). Прием взаимодействия элементарных геометрических очертаний в открытом пейзаже, фоном которого служит священная гора Нага, использован для эзотеричного авангардистского музея, не рассчитанного на большой приток посетителей.

Самым значительным произведением знаменитого швейцарского архитектора Марио Ботты в последнее десятилетие XX в. стал Музей современного искусства в Сан-Франциско, Калифорния, США (1989-1995).

На рубеже тысячелетий на уровень наиболее популярного зодчего мира вышел Френк Оуэн Гери - один из двадцати пяти самых известных людей Америки, занимающий при опросах различных групп неизменное место в первой десятке архитекторов мира. Ф. Гери, возглавив движение за возвращение архитектуре статуса искусства, попытался преодолеть «немоту» строительных объектов и их отчужденность от человеческих эмоций. При этом мастер поставил перед собой определенную цель.

Идеи Френка Гери воплощены в Музее Гуггенхейма (1990-1997) на набережной реки Нервьон (Бильбао, Испания). Музей в Бильбао полон разнообразия по форме и цвету, он представляет собой воплощение метафоры. Здание состоит примерно из двадцати шести самобытных «лепестков», которые прорастают из ряда точек, рассредоточенных в линию. Подобно тому, как в дорической колонне свет и тень создаются каннелюрами, здесь линия тени создана сжатием складок «лепестков». По выражению одного из критиков, «здание музея Гуггенхейма представляется серебряным магнитом, стягивающим серый город в единое целое».


ТЕМА 43. «РЕАЛИЗМ» ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ИСКУССТВА XX ВЕКА