План лекции

1. Объем и содержание понятия «реализм». Стилевая направленность произведений изобразительного искусства сферы «реализм».

2. Художественное направление «гиперреализм».

3. Художественное направление «примитивизм».

4. Художественное направление «демократический реализм».

5. Художественное направление «магический реализм».

6. Художественное направление «экспрессионизм».

1. Объем и содержание понятия «реализм». Стилевая направленность произведений изобразительного искусства сферы «реализм»

РЕАЛИЗМ есть сфера изобразительного искусства XX столетия, заключающая в себе произведения-вещи, которые при взаимодействии со зрителями с необходимостью порождают художественные образы, отличающиеся зависимостью от натуры и стремлением к воссозданию явлений и процессов действительности. Для большинства реалистических визуальных понятий характерны: веризм, правдоподобие, сюжетность, чувственная достоверность.

2. Художественное направление «гиперреализм»

ГИПЕРРЕАЛИЗМ в качестве течения сферы «реализм» возник в США в конце 1960-х гг. Его возникновение и развитие связано с Калифорнией, в частности, с Нью-Йорком. Высший взлет гиперреализма приходится на 1970- е гг. У гиперреализма много наименований: фотореализм, суперреализм, радикальный реализм.

Живописный гиперреализм - это, в большинстве своем копирование художниками фотографий, в свою очередь повторяющих тот или иной фрагмент действительности. Фотография, копируя реальность, отрицает ее. Гиперреалистическая картина, копируя фотографию, воспроизводящую реальность, тем самым отрицает фотографию, но максимально, до иллюзорности восстанавливает собственно реальность (эффект закона отрицания отрицания). Следовательно, произведение гиперреализма осуществляет рефлектирующее действие над реальностью. Документальная

Лекция 149. Своеобразие произведений изобразительного искусства сферы «реализм»

фотография переводит естественное в лоно искусственности. Гиперреалистическая же картина, визуализируя фотографию, моделирует искусственное, вскрывая в нем естественное.

Художник-гиперреалист стремится как можно более объективно выразить естественную природу. Он творит не от себя, а через себя. Он как бы отстраняется от процесса творчества. Его цель - фиксировать предписания, делать их чувственно явленными. Художник-гиперреалист стремится как можно более корректно преподнести картину того явления, в котором растворена сущность распоряжений божественного земному, не пытаясь, по возможности, собственной субъективностью внести в эту картину какие-либо изменения или модификации. По этой причине произведения гиперреализма отличает гладкая красочная фактура, предметный фетишизм, точность и стерильность трактовки мельчайших деталей изображаемых вещей, дистанцированность и внеэмоциональность представления, минимизация сюжетности.

В соответствии с особенностями фотографий, которые используют в своем творчестве художники-гиперреалисты, для их деятельности характерна специализация. Так, например, Чак Клоуз пишет человеческие лица, а Роберт Бектл и Ральф Гоингс - механические средства передвижения. Ричард Маклин живописует всадников, а Роберт Коттингем - светящиеся вывески. Ричард Эстес специализируется на изображении городских видов, а Дон Эдди - автомобильных кузовов. Дейвид Перриш пишет детали мотоциклов, а Джон Солт - автомобильные обломки.

В области техники создания произведений ни один художник- гиперреалист никогда не воспроизводит фотографию во всей ее полноте; она является лишь отправной точкой для долгой и тщательной работы над произведением-вещью. Например, Д. Перриш пишет кистью на холсте, куда спроектирован диапозитив. Ч. Клоуз увеличивает фотографические портреты до степени, позволяющей зрителю буквально «войти» в изображение. Р. Эстес переносит изображение на холст при помощи квадратов и затем пишет, тщательно заполняя квадрат за квадратом.

В области скульптуры гиперреалисты придают достоверность своим произведениям с помощью специальной пластмассы, реальной одежды, жизненных поз, использования подлинных волос и пр. Рассмотрение творчества мастеров и произведений направления.

Особенности творчества американского художника Дуэйн Хансон (1925-1996). Рассмотрение произведения «Куини» (1995 г.).

Особенности творчества американского художника Чака Клоуза (род. 1940). Рассмотрение произведений: «Джон» (1971-1972), «Линда» (1976).

Особенности творчества американского художника Ричарда Эстеса (род 1932). Рассмотрение произведений: «Площадь Тайме, 15 часов 53 минуты, зима» (1985), «Телефонные будки» (1968).

Лекция 149. Своеобразие произведений изобразительного искусства сферы «реализм» 3. Художественное направление «примитивизм»

ПРИМИТИВИЗМ. В основе создания произведений направления изобразительного искусства XX в. «примитивизм» лежит взаимодействие художественного материала с художником, не замутненным профессиональными живописными навыками. Главный принцип художников-примитивистов - не принадлежать к какой-либо профессиональной художественной традиции. Исток такого принципа в том, что живописная профессионализация всячески мешает процессу визуализации диктатных предписаний абсолютного относительному, божественных распоряжений, с заботой обращенных к людям.

Максимально искренний художник - это самодеятельный мастер, не прошедший через овладение махинациями профессионального образования.

Всесторонне искренний художественный материал - это процессы и явления, происходящие в мире первой природы, а также люди, стремящиеся жить в гармонии с первоприродной сферой.

Другие названия примитивизма: «наивная живопись», «невинное искусство», «воскресное искусство», «инстинктивизм».

Примитивизм стал течением изобразительного искусства XX столетия, начиная с творчества французского художника Анри Руссо, прозванного «Таможенником». Наивное искусство существовало во все века художественной деятельности людей, однако только в двадцатом веке, став течением, примитивизм обрел достаточно четкие правила и принципы.

Первая выставка течения «примитивизм» состоялась в 1937 г. в Париже. Она называлась «Народные мастера реальности». Наряду с работами Анри Руссо здесь были выставлены произведения рабочих и ремесленников Луи Вивена, Камиля Бомбуа, Андре Бошана. К числу самых известных произведений примитивизма принадлежат творения художников Хлебинской школы, живописные работы Ивана Генералича, полотна американки Бабушки Мозес, Анри Труйара.

В 1961 г. в Баден-Бадене была устроена огромная выставка произведений примитивизма, а в 1964 и 1975 гг. такие же выставки состоялись в Париже и Роттердаме. На выставке 1975 г. в Цюрихе, наряду с произведениями, принадлежащами направлению «примитивизм», были представлены картины аборигенов, детей и душевнобольных.

Ныне примитивизм занимает свое особое и весьма прочное место в современной сфере художественной деятельности, продолжая оказывать достаточное влияние на многие направления изобразительного искусства XXI в.

Рассмотрение специфики творчества ведущих мастеров и образцовых произведений направления:

Анри Жюльен Феликс Руссо (1844-1910). «Товарищ в играх» (1903), «Тропический лес с обезьянами» (1910), «Дикий лес на закате» (1907).

Нико Пиросманашвили (1862-1918). «Натюрморт» (1910), «Олень» (1912), «Рыбак» (1914), «Дама с цветами и зонтиком» (1917).

Лекция 149. Своеобразие произведений изобразительного искусства сферы «реализм» 4. Художественное направление «демократический реализм»

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ - это особый раздел художественного пространства «реализм», в границах которого создаются высоко профессиональные произведения изобразительного искусства, призванные показать то благо распоряжений бесконечного конечным существам, которое открывается перед простыми людьми, находящимися в процессе глубинного взаимодействия с природой как объектом, чувственно являющим сущность Мироздания.

Рассмотрение специфики творчества ведущих мастеров и образцовых произведений направления:

Рокуэл Кент (1882-1971). «Эскимос в каяке» (1933), «Гора Ассинибойн. Канадские Скалистые горы» (1952), «Старый человек, старая лошадь, старый амбар, старый мир» (1957).

Эдвард Хоппер (1882-1967). «Ночные птицы» (1942), «Вид на мост Уильямсберг» (1928), «Солнечный свет в городе» (1954).

5. Художественное направление «магический реализм»

МАГИЧЕСКИИ РЕАЛИЗМ - это область изобразительного искусства XX столетия, принадлежащая сфере «реализм» и способствующая творению художественных образов, обладающих поистине магическим, завораживающим свойством. Другие названия магического реализма - «новая вещественность», «неообъективизм», «неонатурализм», «новая предметная живопись».

В основе произведений искусства сферы «реализм» лежит очарование возможностью религиозной встречи конечных людей с бесконечным Абсолютом, т.е. некий магнетизм художественных чар, манящих человека отвлечься от обыденности и устремится душой своей ко вселенскому Духу.

Рассмотрение специфики творчества ведущих мастеров и образцовых произведений направления:

Амедео Модильяни (1884-1920). «Голова» (1911-1912), «Сидящая обнаженная» (1917), «Лежащая обнаженная» (1918).

Кристиан Шад (1894-1982). «Автопортрет с натурщицей» (1927), «Две девушки» (1928).

Отто Дике (1891-1969). «Посвящается садо-мазохистам» (1922), «Писательница Сильвия фон Харден» (1926).

Жорж Руо (1871-1958). «Два клоуна» (1935), «Мечтатель» (1946).

Макс Бекман (1884-1950). «Артисты» (1948), «Автопортрет перед мольбертом» (1945).

Георг Грос (1893-1959). «Посвящается Оскару Паницце» (1917-1918), «Тебя, о, красота, хочу я прославить» (1918).

Лекция 149. Своеобразие произведений изобразительного искусства сферы «реализм» 6. Художественное направление «экспрессионизм»

ЭКСПРЕССИОНИЗМ - это направление в развитии традиции изобразительного искусства XX в. сферы «реализм», произведения которого призваны обеспечить религиозную связь человеческой души со вселенским Духом.

Под понятием «экспрессионизм», который в современном смысле слова используется с 1912 г., многие специалисты понимают специфику мироотношения, характерную для некоторой части немецкой интеллигенции 1910-1920 гг. Специфика эта проступала в определенной совокупности идей и художественных приемов, создающих особую интонацию освоения действительности. Специфические свойства произведений экспрессионизма.

Идеологом экспрессионизма принято считать французского критика Альбера Орье.

В эволюции классического экспрессионизма принято выделять два этапа: ранний экспрессионизм и зрелый экспрессионизм.

По временным параметрам путь существования экспрессионизма можно дифференцировать на ряд волн.

Первая волна экспрессионизма охватывает 1905-1916 гг.

Вторая волна экспрессионизма приходится на период, занимающий 1917-1933 гг. Наиболее значимым явлением здесь стал так называемый немецкий «критический экспрессионизм», давший блестящие образцы социально острых произведений. В это время многие художники- экспрессионисты считали, что посредством живописных и графических произведений необходимо как можно ярче высветить негативную роль современного социума в деле поддержки стремления человеческой души к Духу.

Третья волна экспрессионизма охватывает вторую половину 1940-х гг. Связана она была с реакцией художников на бедствия и душевные страдания миллионов людей, вызванные ужасами Второй мировой войны.

Четвертая волна экспрессионизма приходится на конец 1960-х гг. В исследованиях некоторых западноевропейских и отечественных искусствоведов она получила название «капиталистический реализм».

Три основные принципа, манифестируемых идеологами экспрессионизма: принцип интуитивности, принцип инфантильности и принцип примитивности. При этом идеологи экспрессионизма неоднократно отмечали, что зрителям следует возбуждать в себе интуитивность, инфантильность и примитивность не до взаимодействия с экспрессионистским произведением-вещью, а в процессе самого художественного диалога с ним. Возбудителем же этих зрительских свойств выступает собственно произведение-вещь экспрессионизма, для чего оно должно быть соответствующим образом организовано.

Во-первых, при создании красочной поверхности экспрессионистских картин требуется использовать чистые краски и контрастные красочные

Лекция 149. Своеобразие произведений изобразительного искусства сферы «реализм»

смеси. Красочная поверхность, дабы привлечь внимание зрителя, должна звучать как особый экспрессивно настроенный орган.

Во-вторых, изображаемые вещи должны обрести геометрические очертания.

В-третьих, требуется отказаться от всего того, что способствовало бы становлению линейности, плоскостности, ясности, замкнутости, единству и привлечь к производству произведения все то, что способствовало бы кристаллизации таких качеств художественного образа, как живописность, глубинность, открытость, единство, смутность.

Рассмотрение специфики творчества ведущих мастеров и образцовых произведений направления:

Кёте Кольвиц (урожд. Шмидт, 1867-1945). «Мать с мертвым ребенком» (1903), «Семья» (1938).

Эрнст Барлах (1870-1938). «Человек в рогатке» (1918), «Измученное человечество» (1919), «Поющий» (1930).

Эмиль Нольде (собств. Эмиль Ханзен, 1867-1957). «Море и облака» (1935), «В кафе» (1911), «Сирена» (1924).

Оскар Кокошка (1886-1980). «Лондон. Большой вид на Темзу» (1926), «Монтана» (1947).

Хаим Сутин (1893-1943). «Мальчик в черном» (1924), «Улица в Кане» (1922-1923).

Франц Марк (1880-1916). «Собаки на снегу» (1909-1910), «Синие лани» (1912).

Эрих Хеккель (1883-1970). «Парусные лодки в гавани» (1911), «Купальщицы» (1914).

Эрнст Людвиг Кирхнер (1880-1938). «Женщина на синем диване» (1907), «Группа художников» (1912).

Макс Пехштейн (1881-1955). «Сказка моря» (1920).

Биллем де Кунинг (1904-1990). «Женщина I» (1952), «Посещение» (1966-1967).

Френсис Бэкон (1909-1992). «Штудия папы Веласкеса» (1953), «Август 1972 года. Триптих» (1972), «Три урока арифметики у подножия креста» (1944).


ТЕМА 44. ТРАДИЦИОНАЛИЗМ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

ИСКУССТВА XX В.