План лекции

1. Основные положения художественного направления «сюрреализм».

2. Этапы развития сюрреализма. Основные идеологи течения.

3. Художественное течение «классический сюрреализм».

4. Художественное течение «неадекватный сюрреализм».

5. Особенности течения «половинчатый сюрреализм».

1. Основные положения художественного направления «сюрреализм»

Сюрреализм (фр. surrealite - сверхреальность) - художественное течение изобразительного искусства XX в. Термин «сюрреализм» был впервые употреблен французским поэтом Гийомом Аполлинером в 1917 г.

Предтечей сюрреализма стал французский журнал «Litterature» («Литература»), возглавляемый главным идеологом течения Андре Бретоном совместно с Полином Супо и Луи Арагоном.

Сюрреализм зафиксировал архетипическое желание души людской обрести свободу единения со вселенским Духом: «единственное, что еще может меня вдохновить, так это понятие «свобода» (А. Бретон). Философскими основаниями сюрреалистической концепции свободы выступили:

«интуитивизм» Анри Бергсона, прежде всего его идея о внедискурсивности;

теория творчества Жозефа Дельтея, в частности, трактовка им роли фантазии в художественном постижении истины;

психоаналитическая концепция Зигмунда Фрейда;

традиционная для многих течений изобразительного искусства XX в. программная парадигма инфантилизма, основанная на презумпции «непосредственного детского простодушия».

Зоны свободы для художника идеологи сюрреализма усматривали в нескольких феноменах: детство, сон, интуиция.