План лекции

1. Структурные основания произведений изобразительного искусства сферы «геометризм».

2. Особенности течения «кубизм».

3. Художественное течение «футуризм» как объем понятия «геометризм».

4. Художественное течение «орфизм».

5. Художественное течение «неопластицизм».

6. Художественное течение «оп-арт».

1. Структурные основания произведений изобразительного искусства сферы «геометризм»

Геометризм есть сфера изобразительного искусства XX в., концентрирующая в себе произведения, чувственно являющие структурные основы Бытия. Творения геометризма, во-первых, представляют структурные элементы реальности в форме, освобожденной от зрительной достоверности; во-вторых, нацелены на визуализацию особенностей структурной связи между элементами реальности, лишенными кажимости; в-третьих, делают наглядным динамический характер структуры действительности. Среди художественных течений, которые включает в себя геометризм, выделяются кубизм, футуризм, орфизм, неопластицизм, оп-арт.

2. Особенности течения «кубизм»

КУБИЗМ - первое течение в изобразительном искусстве XX в., располагающее строгой хронологией и подробным прижизненным описанием, демонстрируя тем самым программный методологизм и сугубо рефлексивные установки относительно понимания сути художественного творчества. Кубизм явился одним из самых философски артикулированных течений сферы «геометризм». По утверждению идеологов кубизма, реальность, которую видит человек вокруг себя и то, как он видит самого себя - есть лишь видимость, тогда как подлинная структура бытия сугубо геометрична. Вещи реальности представляют собой нечто вроде структурных элементов, имеющих кубическую форму.

Лекция 153. Своеобразие произведений изобразительного искусства сферы «геометризм»

Практика кубизма представляла собой специфическое моделирование когнитивного процесса, основанного на базисном для кубизма принципе «отрицания наивного реализма», предполагающего отказ художника от опоры на визуальное восприятие и визуализацию предметного мира. Данный принцип лег в основу провозглашенной кубизмом программы «борьбы со зрением», т.е. борьбы с некритическим принятием феноменологии видеоряда в качестве основы художественного изображения. По формулировке А. Глеза и Ж. Метценже, «глаз умеет заинтересовать и соблазнить разум своими заблуждениями», но в основе этого соблазна - не что иное, как обман зрения, кажимость. Согласно рефлексивной самооценке художников-кубистов, «для нас линии, поверхности и объемы - не что иное, как чувственное явление той ноуменальной основы, что не представлена внешним видом объекта».

В конце концов кубизм на его зрелой фазе развития пришел к идее пластического моделирования основы мира, т.е. его подлинного лица, не скрытого за феноменологическим рядом. В своей эволюции кубизм осуществил радикальный поворот от критики объекта как такового к критике неадекватного (субъективного) его понимания. Критический пафос зрелого кубизма направлен не против реальности как субъективной иллюзии, а против субъективности в художественной визуализации реальности.

Хронологически и логически выделяется несколько этапов кристаллизации и развития кубизма.

К событиям, так или иначе подготовившим почву для возникновения кубизма, относится посмертная выставка Ж. Сёра, состоявшаяся в 1905 г., выставка творений художников-фовистов, прошедшая в 1906 г., а также выставка негритянского искусства, случившаяся в 1906 г. Во многом предопределила возникновение кубизма состоявшаяся в 1907 г. ретроспективная выставка произведений Поля Сезанна, которая показала, что в своих последних работах («Сад в Сен-Лов», 1905; «Гора Сент- Виктуар», 1905) мастер вплотную подошел к кубизму, что он оказался в преддверии открытия данного течения «геометризма», и лишь смерть прервала творческие искания художника. Эта выставка оказала огромное воздействие на творчество «отцов-основателей» течения художников Пабло Пикассо и Жоржа Брака, которые постарались довести сезанновские принципы до кульминации, до критического слома.

Решающим для кубизма, который тогда еще не имел названия, стало лето 1907 г., время, когда Пабло Пикассо закончил произведение «Авиньонские девицы». Именно данное живописное творение обозначило рубеж не только в творчестве этого великого художника, но и в деле кристаллизации течения «кубизм» как сферы изобразительного искусства XX в. «геометризм». Кубизм зародился без манифеста. В 1908 г. группа друзей, в которую, помимо Пабло Пикассо и Жоржа Брака, входили испанский художник Хуан Грис и французские поэты Макс Жакоб, Гийом Аполлинер и Андре Салмон, собравшись в мастерской «Бато-Лавуар» («Плавучая прачечная»), выработала основы кубизма. Согласно программным

Лекция 153. Своеобразие произведений изобразительного искусства сферы «геометризм»

заявлениям Хуана Гриса - в самой своей основе кубизм есть не что иное, как «новый способ представления вещей реальности».

Обычно в процессе эволюции кубизма выделяют два временных и содержательных периода, именуя их «аналитический кубизм» и «синтетический кубизм».

На этапе аналитического кубизма, охватывающем время 1909-1912 гг., художники-кубисты стремились к созданию произведений, визуализирующих в кубистических формах не видимость и кажимость мира, но структурные элементы его сущности.

В период синтетического кубизма (1913-1914) художники создавали произведения, визуализирующие не разрозненные элементы мира сущностей, а общую структуру Мироздания. В это время они пытались интегрировать предварительно выделенные ими (цветовые и графические) отдельности в некую единую композиционную целостность.

Рубежом между аналитическим кубизмом и синтетическим кубизмом стал 1912 г. В это время художники в состав кубистических произведений впервые ввели коллаж. Именно коллаж открыл перед художниками- кубистами возможность создавать живописные общности, не отказываясь при этом от моделирования кубистических ячеек бытия.

В коллажной технике произведений кубизма обычно выделяют papiers colles (бумажные наклейки на бумажной же основе) и собственно коллаж - живописное полотно с включенными в него плоскими наклейками из разнообразных материалов - обоев, газет, клеенки, тканей, фанеры. Такие заимствования из мира окружающих вещей Ж. Брак назвал «фактами».

В 1911 г., помимо кубистов, входивших в группу «Бато-Лавуар», иначе называемую «бандой Пикассо», в парижском пригороде Пюто по инициативе Марселя Дюшана сложился еще один достаточно творчески мощный кружок художников-кубистов. К участию в его деятельности были приглашены Альбер Глёз, Жан Метценже, Хуан Грис, Фернан Леже, Франсис Пикабиа, русский скульптор Александр Архипенко, а также чешский художник Франтишек Купка. Члены группы «Пюто» стремились теоретически обосновать кубизм и вывести из него необходимые для производства новых кубистических произведений следствия. В октябре 1912 г. они провели групповую выставку «Золотое сечение», замыслив ее как широкую манифестацию, охватывающую самые разные тенденции в кубизме. В 1912 г. вышла в свет концептуальная монография художников А. Глеза и Ж. Метценже «О кубизме», а также критическая работа А. Сальмона «Молодая живопись современности». В 1913 г. Г. Аполлинер опубликовал книгу «Художники-кубисты».

Рассмотрение специфики творчества ведущих мастеров и образцовых произведений направления:

Пабло Пикассо (1881-1973). «Авиньонские девицы» (1907), «Портрет Амбруаза Воллара» (1909-1910), «Три музыканта» (1921), «Герника» (1937).

Жорж Брак (1882-1963). «Новый замок в ла Рош Гюйон» (1909), «Композиция с тузами» (1913).

Лекция 153. Своеобразие произведений изобразительного искусства сферы «геометризм»

Хуан Грнс (1887-1927). «Скрипка и чернильница» (1913),

«Натюрморт перед открытым окном: площадь Равиньян» (1915).

Жан Метценже (1883-1956). «Велосипедные гонки» (1914).

Жюль Фернан Анри Леже (1881-1955). «Контраст форм» (1913), «Акробаты (Попугаи)» (1933).

Жак Липшиц (1891-1973). «Сидящая женщина» (1916).

3. Художественное течение «футуризм» как объем понятия геометризм

ФУТУРИЗМ (лат. future - будущее) - идейно-художественное течение сферы «геометризм», получившее становление и развитие в период с 1910­1930 гг. преимущественно в Италии, а также во Франции и России. Основоположником-теоретиком футуризма стал итальянский поэт Томмазо Маринетти, опубликовавший в парижской газете «Фигаро» в феврале 1909 г. «Манифест художников-футуристов».

В апреле 1910 г. итальянские художники Джакомо Балла, Луиджи Руссоло, Умберто Боччони, Джино Северини и Карло Карра составили новый «Технический манифест футуристической живописи», тем самым наполнив общие основы футуризма, провозглашенные в манифесте Томмазо Маринетти, специфическим содержанием процесса создания произведений изобразительного искусства.

Идеологи футуризма считали, что подлинный мир, воспринимающий и осваивающий божественный диктат, не статичен, а действенно импульсивен. Следовательно, визуализация вещественной динамики способствует приведению вещественного мира к его подлинности. По мнению художников-футуристов, мир наглядно представленных произведениями статичных вещей - это мир художественных видимостей, тогда как изобразительный мир динамичных вещей - это подлинный мир чувственно явленной сущности.

Рассмотрение специфики творчества ведущих мастеров и образцовых произведений направления:

Карло Карра (1881-1966). «Портрет Маринетти» (1910-1911), «Похороны анархиста Галли» (1911).

Джино Северини (1883-1966). «Танцовщица в лучах света» (1913), «Пушки в действии (Слова о свободе и форме)» (1915).

Джакомо Балла (1871-1958). «Динамизм собаки на поводке» (1912), «Абстрактная скорость - Автомобиль проехал» (1913), «Движущийся автомобиль + скорость + шум» (1913).

Умберто Боччони (1882-1916). «Улица входит в дом» (1911), «Состояние души» (1911), «Неповторимые формы пространственной непрерывности» (1913).

4. Художественное течение «орфизм»

ОРФИЗМ. Основоположник орфизма Робер Делоне.

Лекция 153. Своеобразие произведений изобразительного искусства сферы «геометризм»

По мнению художников-орфиетов, произведения изобразительного искусства, представляющие особым образом смоделированные цветовые сочетания, способны, подобно песням Орфея, отвлечь человека от профанного видения мира и продемонстрировать ему явленную посредством содружества цветов сущность Мироздания.

Гийом Аполлинер, присвоивший искусству Робера и Сони Делоне название «орфизм», усмотрел в «симультанных контрастах» орфических произведений сходство с музыкальным звучанием Вселенной. Эта «объективная субъективность» произведений-вещей орфизма при взаимодействии со зрителями порождает художественные образы звенящего эфира, цветовых божественных предписаний людям.

По сути своей орфизм - это направление изобразительного искусства сферы «геометризм», которое не имело прямых последователей, за исключением Сони Делоне - жены и соратницы Робера Делоне, да Франтишека Купки, произведения которого по ряду формальных и содержательных признаков близки принципам орфизма.

Рассмотрение специфики творчества ведущих мастеров и образцовых произведений направления:

Робер Виктор Феликс Делоне (1885-1941). «Диск» (1912), «Политическая драма» (1914).

Соня Делоне (1885-1979). «Электрические призмы» (1914), «Девушки в купальных костюмах» (1928).

5. Художественное течение «неопластицизм»

НЕОПЛАСТИЦИЗМ. Начало неопластицизму положило движение «Де Стейл» («Стиль»),

При формировании собственной идеологии группа ориентировалась на теософского и неоплатонического характера идеи Схунмакера, а также опиралась на те концепции, согласно которым творческая активность художника независима от натуры.

Художники-неопластицисты, создавая свои произведения, призваны были всячески избегать замкнутых форм, а также круговых и кривых линий. Напротив, структуры, образованные посредством прямых вертикальных и горизонтальных линий, считались ими наиболее «открытыми формами». Согласно неопластицистской концепции художники, создавая произведения, должны были отказаться от представления в картинах линейной и воздушной перспективы, ибо «перспектива ласкает чувства и развращает их» (П. Мондриан).

Помимо прочего, при производстве своих творений художники- неопластицисты должны были придерживаться трех правил живописи: 1) цвет их картин обязан был быть плоскостным; 2) цвет произведений должен быть основным (красным, синим, желтым), то есть принципиально отличным от не-цвета (серого, белого, черного); 3) цвет должен быть фактически обусловлен, но никоим образом не ограничен.

Лекция 153. Своеобразие произведений изобразительного искусства сферы «геометризм»

Рассмотрение специфики творчества ведущих мастеров и образцовых произведений направления:

Тео ван Дусбург (1883-1931). «Композиция IX» (1917), «Контр­композиция» (1924).

Пит Мондриан (1872-1944). «Композиция красного, желтого, синего и черного» (1921), «Композиция с синим» (1937), «Бродвей буги-вуги» (1942­1943).

6. Художественное течение «оп-арт»

ОП-АРТ (сокращение от англ. optical art - оптическое искусство) - художественное течение изобразительного искусства XX в. сферы «геометризм».

Расцвет оп-арта пришелся на 1965 г. В это время произведения оп-арта вышли на лидирующее место в рейтинге западноевропейского изобразительного искусства. Особенно широко оп-арт был представлен на всемирной выставке «Экспо-67», где даже был создан специальный павильон для экспонирования произведений оп-искусства.

Во второй половине 1960-х гг. во многих странах мира возникли многочисленные группы и объединения художников оп-арта: «Группа N» (Падуя), «Группа Т» (Милан), «Группа Зерро» (Дюссельдорф), «Группа 57» (Испания), «Анонимная группа» (США, штат Огайо), «Группа поисков визуального искусства» (Париж). Последнюю возглавил сам Виктор Вазарели.

Все когда-либо созданные произведения оп-арта принято делить на так называемые «стабили» и «мобили».

В период до конца 1960-х гг. оп-арт получил не только широкое международное признание (этому способствовали прошедшие в 1965 г. весьма нашумевшие выставки «Колористический динамизм», «Одиннадцать вибраций», «Импульс»), но и прикладное распространение в сфере дизайна (оформление стен, текстиля, мебели и т.д.), макияжа (раскраска глазных век, вызывающая эффект движения взгляда) и женской моды, предложившей специальные «окна» в платьях, обнажающие разные участки тела, предварительно покрытые специальной росписью в стиле «оп-арт».

Рассмотрение специфики творчества ведущих мастеров и образцовых произведений направления:

Виктор Вазарели (1908-1997). «Вега-Дьондь-2» (1971), «Звуки II» (1966)

БриджетРайли (род. 1931). «Август» (1995).

Александр Колдер (1898-1976). «Ловушка для раков и рыбий хвост» (1939), «Стабиль» (1970), «Артиллерийский снаряд» (1972).

Жан Тингели (1925-1991). «Колесница МК IV» (1966), «Фонтан Стравинского» (1983), «Мета-гармония III» (1984).

Николас Шеффер (?). Избранные произведения: «Кинетизм I» (1975), «Кинетизм II» (1975).


ТЕМА 48. «БЕСПРЕДМЕТНИЧЕСТВО» ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА XX ВЕКА