План лекции

1. Основные характеристики произведений сферы «беспредметничество».

2. Художественное течение «искусство действия» (абстрактный экспрессионизм).

3. Особенности живописи цветового поля.

4. Специфика произведений течения «лирический абстракционизм» («ташизм»),

5. Отличительные особенности искусства свободного выражения.

1. Основные характеристики произведений сферы «беспредметничество»

Произведения изобразительного искусства XX в., принадлежащие сфере «беспредметничество», обладают следующими характеристиками: во- первых, они вольны от наглядного представления каких-либо изобразительных признаков; во-вторых, эти произведения свободны от необходимости визуализировать какие бы то ни было предметы действительности, т.е. свободны от чувственного явления предметности как таковой. Однако подобного рода свойства также присущи и творениям классического сюрреализма и многим произведениям эпатизма и геометризма, то есть характерны для ряда созданий оп-арта, супрематизма, орфизма, энтузиазного конструктивизма, неопластицизма, минимализма, бедного искусства и пр. Принципиальное же отличие произведений, входящих в сферу «беспредметничество», от всех прочих не стесненных предметностью творений изобразительного искусства, заключается в следующем.

Для создания произведений-вещей, составляющих сферу «беспредметничество», показательна публичность игрового диалога художника с художественным материалом. Как правило, художник- беспредметник создает произведение искусства на глазах многочисленной публики, приглашенной специально для иногда многочасового лицезрения подобного рода творческого действа.

Открытая демонстрация таинства создания произведения искусства.

______ Лекция 154. Особенности произведений изобразительного искусства сферы «беспредметничество»

По мнению теоретиков «беепредметничеетва», именно процесс зрительского так называемого «вчувствования» в процесс игрового диалога мастера с материалом искусства, может содействовать осуществлению религиозной связи человека с Абсолютом.

2. Художественное течение «искусство действия» (абстрактный экспрессионизм)

ИСКУССТВО ДЕЙСТВИЯ (АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ) - это течение американской живописи, возникшее в Нью-Йорке в 1940-е гг. Ведущие мастера искусства действия: Джексон Поллок, Марк Тоби, Сэм Фрэнсис, Герхард Рихтер. Отцом течения «искусство действия», иначе именуемого «абстрактный экспрессионизм», принято считать американского художника Аршила Горки.

Хотя еще в начале становления искусства действия критик Роберт Коте обозвал произведения группы нью-йоркских художников «абстрактным экспрессионизмом», сами мастера, творения которых покрывались этим термином, отнюдь не были им удовлетворены. Во-первых, термин «абстрактный экспрессионизм» был еще в тридцатые годы придуман Альфредом Барром применительно к произведениям Василия Кандинского, которые внешним своим обликом мало чем походили на картины Аршила Горки или Джексона Полл ока начала 1940-х гг. Во-вторых, художники искусства действия больше предпочитали такие названия, как, например, «абстрактный импрессионизм», выказывающее явное влияние на нью- йоркских мастеров творчества позднего Клода Моне, или «абстрактный сюрреализм», выражавшее воздействие на американских мастеров сюрреалистической идеологии, распространяемой в те годы в США Андре Бретоном.

Художники искусства действия, как правило, использовали большие холсты, накладывая краску быстро и энергично с помощью широкой кисти, а иногда просто расплескивая ее по холсту.

Внутри границ течения «искусство действия» одни теоретики изобразительного искусства XX в. выделяют несколько десятков направлений и школ, среди которых указывают и «живопись цветового поля», и «лирический экспрессионизм», и даже «искусство свободного выражения». Другие исследователи современного искусства отмечают, что такие течения, как «абстрактный экспрессионизм», «искусство тишины», «ташизм», «искусство свободного выражения» являются относительно самостоятельными элементами сферы «беспредметничество».

Рассмотрение специфики творчества ведущих мастеров и образцовых произведений направления:

Аршил Горки (1904-1948). «Молочай одного года» (1944), «Печенка и гребешок петуха» (1944).

Джексон Поллок (1912-1956). «Собор» (1947), «Семь» (1950), «Белый свет» (1954).

______ Лекция 154. Особенности произведений изобразительного искусства сферы «беспредметничество»

Марк Тоби (1890-1976). «Композиция» (1956), «Без названия» (1959).

Сэм Фрэнсис (1923-1994). «Композиция. Черное и желтое» (1954), «Без названия» (1956), «Базельская стенная роспись I» (1956-1958).

Герхард Рихтер (род. 1932). «794-1 Абстрактная живопись» (1993).