Особенности живописи цветового поля

ЖИВОПИСЬ ЦВЕТОВОГО ПОЛЯ. Течение изобразительного искусства XX в. под названием «живопись цветового поля» («color field»), принадлежащее сфере «беспредметничество», можно считать разновидностью абстрактного экспрессионизма.

Главными представителями живописи цветового поля являются такие мастера, как Марк Ротко, Эд Рейнхардт, Барнет Ньюмен, Клифорд Стилл.

К весьма интересно работающим современным художникам, продолжающим и развивающим традиции живописи цветового поля, относится Гюнтер Фёрг.

В стремлении к максимально эффективному использованию цвета художники-беспредметники живописи цветового поля превратили свои картины в огромные красочные плоскости.

Основатели течения «живопись цветового поля» считали, что, поскольку жизнь человека XX в. полна стрессов, постольку на выставках беспредметных произведений должна господствовать атмосфера душевного отдыха и психической гармонии. Отдохновение же зрительской душе, по их мнению, способны дать произведения отнюдь не фигуративного, а именно беспредметного искусства. В этой связи живопись цветового поля специалисты иначе называют искусством тишины.

Чаще всего свои картины мастера искусства тишины просто нумеровали.

Рассмотрение специфики творчества ведущих мастеров и образцовых произведений направления:

Марк Ротко (1903-1970). «Номер 18» (1948-1949), «Без названия» (1951), «Красный, оранжевый» (1962).

Эд Рейнхардт (1913-1967). Абстрактная живопись в красном» (1953), «Черная картина № 34» (1964).

Барнет Ньюман (1905-1970). «Адам» (1951-1952), «Синяя полночь» (1970).

Клифорд Стилл (1904-1980). «Без названия» (1951).

Гюнтер Фёрг (род. 1952). «Риволи» (1989).

4. Специфика произведений течения «лирический абстракционизм» («ташизм»)

ЛИРИЧЕСКИЙ АБСТРАКЦИОНИЗМ (ТАШИЗМ) - это еще одно течение изобразительного искусства XX века, которое с необходимостью следует включить в сферу «беспредметничество». Термин появился в Лекция 154. Особенности произведений изобразительного искусства сферы «беспредметничество»

Париже буквально вслед за образованием Салона «Новых реальностей», последовавшего в 1946 г., и выставкой «Воображаемое», случившейся в 1947 г. Можно сказать, что лирический абстракционизм есть не что иное, как европейский, а уже, французский вариант абстрактного экспрессионизма, идеология которого разрабатывалась главным образом в США.

Основными художниками лирического абстракционизма являются: Анри Мишо, Ханс Хартунг, Никола де Сталь, Вольс, Асгер Йорн, Пьер Сулаж, Жан-Поль Риопель.

Лирическому абстракционизму свойственны: спонтанная импровизация и прямое выражение душевных стремлений художника посредством живописного жеста.

В 1950 г. критик Мишель Тапье определил лирический абстракционизм как «ар информель», т.е. как течение во французской живописи, основанное на спонтанном художественно проявленном жесте мастера.

Лирический абстракционизм нередко именуют ташизмом (фр. tache - «пятно»). Термин «ташизм» был предложен в 1954 году французским историком искусства Пьером Гегеном.

Разновидностью ташизма является нюажизм (франц. «облако»), В произведениях-вещах художников-нюажистов красочные пятна напоминают облака, т.е. представляют собой нечто облаковидное.

В нюажизме, как и в ташизме, выбор требующей визуализации темы не предшествует процессу производства произведения-вещи. Автор открывает картину непосредственно в период своего творческого соития с художественным материалом.

Рассмотрение специфики творчества ведущих мастеров и образцовых произведений направления:

Анри Мишо (1899-1984). «Без названия» (1949), «Без названия» (1978).

Ханс Хартунг (1904-1992). «Т. 1947-25» (1947), «Без названия» (1961).

Никола де Сталь (1914-1955). «За городом» (1952), «Футболисты» (1952).

Вольс (собств. Альфред Отто Вильгельм Шульце, 1913-1951). «Без названия» (1946-1947), «Ветряная мельница» (1951).

Асгер Йорн (1914-1973). «В стельку пьяные датчане» (1966).

Пьер Сулаж (род. 1919). «Живопись» (1953), «Без названия» (1956), «Картина» (1959).

Жан-Поль Риопель (род. 1923). «Оранжевая абстракция» (1952).