Лекция 9. Изобразительное искусство Древнего Египта времени Древнего царства (4 ч.)

держащими скипетр и посох. Впоследствии этот тип скульптур трансформируется в тип осирических статуй;

•S 1}аря, сидящего. В рамках этого типа можно выделить несколько разновидностей царской скульптуры:

о сидящий на троне фараон в хеб-седном одеянии, с немесом на голове, накладной бородой;

о сидящий на троне фараон в коротком опоясании и короне Верхнего или Нижнего Египта;

о сидящий фараон в царском опоясании со сложенными на коленях руками, причем кисть одной руки может быть сжата в кулак, а другой открыта, или обе руки лежат ладонями вниз. Этот тип статуй царя на троне был распространен на протяжении всей истории египетского искусства.

В период Древнего царства появляются статуи, изображающие 1}аря с божествами и царя с членами семьи. Статуи коленопреклоненного царя с двумя жертвенными сосудами в руках являлись частью скульптурных групп, вероятно, они помещались перед изображением божества и изображали момент принесения фараоном жертв с тем, чтобы бог обеспечил процветание и благоденствие стране, здоровье и долголетнее правление фараону. Изображения царя в виде сфинкса появились при IV династии. Этот тип статуарного изображения объединил голову человека с телом льва.

Для всех скульптур фараонов были характерны неподвижность и покой, что достигалось строгим соблюдением фронтальности и симметричности в построении фигур.

В качестве репрезентантов официальной скульптуры можно выделить: статую фараона Джосера из заупокойного комплекса в Саккаре, представляющую правителя сидящим на троне в хеб-седном одеянии, в немесе, с длинной накладной бородкой. Из-под плаща фараона видны руки - левая лежит ладонью вниз на коленях, правая согнута в локте и прижата к груди;

статуэтку Хуфу, сидящего на троне в коротком ритуальном одеянии в красной короне Нижнего Египта из слоновой кости;

статую фараона Хафра из его долинного храма в Гизе. Царь изображен сидящим в коротком ритуальном опоясании. Голова Хафра покрыта немесом, за ним изображен Гор, в виде сокола, оберегающий царя. Статуя высечена из диорита, имеет в высоту 168 см. Скульптура сделана в соответствии с требованиями древнеегипетского канона.

Исследование художественного образа, выстраивающегося в идеальном отношении статуи фараона Хафра и зрителя, показало, что данное творение выступает репрезентантом модели Мироустройства, раскрываемой четырьмя предельно общими понятиями «природа», «человек», «социум», «Бог».

Объем понятия «природа» раскрывается в художественном образе через идеальное отношение зрителя с материалом и формой статуи. Материал - диорит - магматическая каменная порода, состоит из нескольких минералов. Это камень, дающий очень красивый декоративный эффект при тщательной шлифовке и полировке. Материал репрезентирует разнообразие и красоту,