Лекция 9. Изобразительное искусство Древнего Египта времени Древнего царства (4 ч.)

силу и мощь «иро-изведеиий» первой природы, являет результат деятельности магматических горячих потоков под земной корой, визуализирует внутренние подземные силы. Форма статуи несет на себе отпечатки «глыбовости»: утяжеленная нижняя часть в противовес облегченной верхней, «ступенчатость», массивность формы напоминают рельеф земной поверхности.

Раскрывая объем понятия «природа», художественный образ статуи Хафра репрезентирует также технику работы с камнем и технологию изготовления скульптуры в Древнем Египте. Специфика работы с диоритом состоит в том, что эта магматическая порода содержит вкрапления других минералов различной твердости и предполагает некоторые сложности в ее обработке. Египетские мастера блестяще справились с этой задачей. Статуя Хафра никогда не была раскрашена, в отличие от подавляющего большинства древнеегипетских скульптур: бережное отношение к грозным внутриземным силам, необходимость их визуализации предполагали тщательную обработку материала (шлифовку и полировку), но не раскрашивание.

Одной из важнейших особенностей технологии изготовления статуй в Древнем Египте было частичное сохранение границ каменного блока, из которого высекалась скульптура. В статуе Хафра эти фрагменты «первой природы» обозначены очертаниями трона фараона.

Объем понятия «человек» разворачивается в художественном образе статуи движением от конкретного, единичного к общему. Сначала зрителем узнается единичная модель - правитель Хафра, живший в Древнем Египте, выделяются его портретные характеристики. Затем через облачение (клавт, схенти, накладная борода), а также через демонстрацию мускулистого, мощного торса представляются такие качества модели, как сила и мощь правителя единого, благополучного, сильного государства.

Следующий этап становления художественного образа - выстраивание модели человека вообще, актуальной и для современных зрителей. Явлен эталонный человек, выступающий посредником между миром богов, представленным божеством-соколом Гором, и миром земным, символически обозначенным квадратом основания трона. Гор репрезентирует в данном случае всех божеств, в Древнем царстве он служил детерминативом общего слова "бог". Сокол, осеняя своими крыльями голову Хафра, как бы обозначает самую важную часть человека. Именно в голове, по представлениям древних египтян жила душа человека, именно голову научились мумифицировать египтяне в первую очередь, чтобы не утратилась связь с богами, чтобы посредник был всегда. В этом случае можно говорить о посреднических функциях и праве на божественную защиту каждого человека. Посредническая функция подчеркивается также акцентированием ушей фараона. Фараон представлен «слышащим» молитвы людей и волю богов.

Визуализируя объем понятия «человек», художественный образ статуи предлагает зрителю репрезентативный портрет древнеегипетского фараона как мощного, сильного, здорового царя, способного управлять государством.