Лекция 9. Изобразительное искусство Древнего Египта времени Древнего царства (4 ч.)

покровительство, дарованное каждому человеку, роль правителя как посредника между богами и людьми.

Разворачивание объема понятия «Бог» происходит через восстановление отношения человека и абсолютного начала, через связывание мира божественного (нетварного) и мира человеческого (тварного). Бог в образе сокола Гора, осеняющий своими крыльями фараона, задает начало божественному предписанию, эманации божественной энергии, «стекающей» в мир человеческий. Линии эманации легко прочитываются как при рассмотрении скульптуры в фас (через лопасти клавта и плечи фараона), так и в профиль (через крылья Гора, лопасти клавта, руки и колени фараона). Кроме того, эманация божественной энергии не хаотична, а строго упорядочена и обозначена в композиционном строе статуи посредством трех пересекающихся эллипсов: меньший обрамляет голову и клавт фараона, нижняя граница среднего подчеркивается лежащими на коленях руками фараона, третий, больший, включает нижнюю часть трона и ноги Хафра. Упорядоченность божественной эманации зафиксирована также наличием вертикальной оси.

Модель Мироустройства, предлагаемая зрителю, в этом отношении является не сугубо древнеегипетской, а универсальной, актуальной и по сию пору. Художественный образ, при разворачивании объема каждого из предельных понятий, раскрывается в двух аспектах - актуально- историческом и общечеловеческом.

S триады правителя Микерина с божествами из заупокойного храма Микерина в Гизе. Фараон представлен в позе «шага в вечность» (с отставленной вперед левой ногой) в центре композиции, между божествами. Справа от фараона, предположительно, - богиня Хатор, слева - одна из персонификаций божества-покровителя нома Диосполис (нома, из которого происходит Микерин). Лицо царя портретно, тело идеализировано, мускулатура мощного тела необычайно развита. Композиция триад построена так, что подчеркивается, с одной стороны, покровительство, оказываемое фараону богами, а, с другой стороны, преимущественное положение царя по отношению к божествам.