Лекция 9. Изобразительное искусство Древнего Египта времени Древнего царства (4 ч.)

Следуя традициям царских групповых изображений, чиновники Древнего царства изображают себя в кругу семьи - появляются скульптурные группы, представляющие разнообразные комбинации сидящих и стоящих антропоморфных изображений в различных позах:

•S персонажи представлены стоящими рядом друг с другом;

•S персонажи изображены сидящими или идущими рядом, при этом один персонаж обнимает другого;

•S один из персонажей представлен сидящим, а другой (другие) - стоящими рядом.

В начале эпохи Древнего царства заупокойные статуи представляли вельмож с соответствующими атрибутами, свидетельствующими о роде занятий портретируемого (жезл, весло корабельщика, флейта и др.). Однако при IV династии эта традиция постепенно исчезает.

Необходимым условием создания скульптуры было соответствие изображения облику изображаемого персонажа, чтобы душа умершего могла идентифицировать его статую с самим человеком. Портретность изображения достигалась за счет предельно точной передачи лица персонажа и натурального размера (в человеческий рост) его статуи. Статуи раскрашивались в условные цвета: тела всех мужских статуй были окрашены в кирпично-красный цвет, женских - в желтый, волосы у всех были черные, одежды - белые. Статуи, как правило, были неразрывно связаны со стеной молельни, причем за спиной многих из них сохранялся в виде фона блок, из которого статуи высечены.

В качестве репрезентантов частной скульптуры времени Древнего царства следует выделить:

S парные статуи Рахотепа (сына Снофру) и его жены Нофрет из мастаба Рахотепа в Me думе. Персонажи изображены сидящими на кубообразных тронах. Руки Рахотепа сжаты в кулаки, левая лежит на колене, правая прижата к груди. На мужчине короткое ритуальное опоясание, на шее зеленая бусина и серого цвета амулет. Неферт одета в узкое, облегающее фигуру платье с широкими лямками, поверх которого накинут легкий плащ. Руки Неферт скрещены под грудью. На шее - египетское ожерелье (оплечье), на голове - короткий пышный парик, поверх которого повязана белая лента с разноцветными розетками и лотосами. Статуи сделаны из исзвестняка и раскрашены в соответствии с требованиями канона, глаза статуи инкрустированы.

статую жреца Ка-апера из гробницы Ка-апера в Саккаре (V династия). Скульптура поражает синтезом торжественной и важной позы, говорящей о высоком социальном положении изображаемого и натурализмом индивидуального лица с мягкими линиями, круглым подбородком, пухлым ртом и мастерски изображенными глазами, с тщательно проработанным полным телом.

статую 1}арского писца Каи («Луврский писец») из гробницы Каи в Саккаре. Каи изображен сидящим, поджавшим ноги и развернувшим на коленях свиток папируса, который он поддерживает левой рукой. В правой