Лекция 11. Изобразительное искусство Древнего Египта времени Среднего царства (4 ч.)

застигнут спящим, положение руки того, кто мечет копье, и согнутую походку бегущего. Я умел делать инкрустации, которые не горели от огня и не смывались водой. Никто не превосходил меня и моего сына по плоти моей. Когда бог (фараон) приказывал, мой сын создавал, и он был превосходен в этом. Я видел творение его рук как начальника работ в каждом ценном камне, от серебра и золота до слоновой кости и эбенового дерева».

От времени правления XI династии известно имя еще одного скульптора - Ипи, сына Ипи - слывшего большим знатоком различных пород и способов обработки камня.

Следует отметить, что в период правления XI династии в Фивах было еще недостаточно мастеров, обладавших надлежащим профессиональным уровнем. Наряду с великолепными репрезентантами изобразительного искусства этого периода встречаются и слабые в художественном отношении произведения.

Художественные приемы, проявленные в статуе Ментухотепа I, характеризуют стиль скульптурных памятников XI династии в целом.

Рельефы XI династии не однородны по своему качеству. Рельефные композиции храма Ментухотепа I отличаются четкостью линий рисунка и тонкостью выполнения.

Наряду с рельефами храма Ментухотепа сохранились и другие памятники официального фиванского искусства, отличающиеся большим мастерством исполнения - монументальный рельеф, изображающий Ментухотепа I, его мать, сына и придворного, высеченный на отвесной скале Шатт эр-Ригале, рельефы на стенах молельни Ментухотепа I в Дендере, рельефы храма в Джерти, рельфные композиции гробницы царицы Нефру, рельефы саркофагов женщин семьи Ментухотепа /, а также на стелах фиванских вельмож. Несмотря на то, что стел найдено немного, а храмовые рельефы дошли по большей части в виде отдельных фрагментов, они тем не менее показательны.

По тематике и композиции рельефы XI династии восходят к образцам Древнего царства. Однако пропорциональный строй этих рельефов иной. Длинные тела, короткие широкие головы, закругленная линия носа, толстые губы, круглый, точно срезанный подбородок, минимальное количество деталей — таковы характерные особенности изображения человеческих фигур. Очень типичны те же подчеркнутые длинные рельефные полосы почти прямых бровей и век и условный рисунок рта с обведенными одной линией толстыми губами, которые можно было заметить на статуе Ментухотепа I.

Дальнейшее развитие стиля фиванских мастеров времени XI династии особенно хорошо заметно на рельефах, найденных при раскопках в Джерти. Это части каменных портиков, молелен и дверей храма из кирпича-сырца, показавшегося впоследствии недостаточно пышным Сенусерту I, который приказал его разрушить и выстроить новый из известняка со святилищем из розового гранита. Эти рельефы принадлежат постройкам Ментухотепа I и его преемника Ментухотепа-Санхкара. Следует отметить, что рельефные