Изобразительное искусство местных центров времени правления XI династии

Особое место в скульптуре XI династии занимают памятники, происходящие из разных номов Египта.

Самые яркие образцы местного искусства XI династии встречаются в номах Среднего Египта. Именно средние номы были связаны с Мемфисом и политически, и культурно (Заячий ном, Антилопий ном).

Образцы скульптуры сохранились здесь в незначительном количестве.

Одним из наиболее выразительных произведений этого круга является алебастровая статуэтка из гробницы военачальника Месехти. Это произведение отличается не только от памятников Древнего царства, но и от произведений официальной фиванской скульптуры XI династии. Месехти показан сидящим под балдахином в своей ладье среди гребцов. С одной стороны, здесь можно говорить о присутствии некоторых традиций официального искусства XI династии - условно трактованное лицо, в основе композиции - прямые линии и углы. С другой стороны, наряду с признаками официального искусства, статуэтка несет на себе отпечаток и местных художественных традиций: тяга к натурализму (подъем головы, рука, крепко обхватывающая колено, лицо, типичное для сиутских скульптур с чуть приподнятой верхней губой и рельефно выполненными бровями).

Из гробницы Месехти происходят две скульптурные группы - отряды лучников-нубийцев и вооруженных копьями и большими щитами египтян. Каждый отряд состоит из сорока статуэток, укрепленных на отдельной доске около 2 м длиной. Представлены сильные, мускулистые воины, идущие в ногу правильными, тесными рядами. Из натуралистичных моментов следует отметить различный уклон луков и копий и воспроизведение этнических различий, особенностей одежды и вооружения, вплоть до кремниевых наконечников стрел. Тела нубийских воинов окрашены в темно-коричневый, почти черный цвет; на них надеты своеобразной формы цветные яркие опоясания, на лицах резко выделяются белки глаз. Тела египтян окрашены в кирпично-красный цвет, опоясания белые, пестрая окраска щитов воспроизводит шкуры, из которых они сделаны.

Таким образом, искусство XI династии представляло собой интересный этап в развитии египетского изобразительного искусства. С одной стороны, уже началось складывание официальной художественной традиции, с другой стороны, наряду с официальным искусством активно развивались художественные школы местных центров (особенно номов Среднего Египта). Характерно, что, начиная со времени Ментухотепа I, в скульптуре нарастают декоративные тенденции, что может свидетельствовать о наличии застойных