Лекция 11. Изобразительное искусство Древнего Египта времени Среднего царства (4 ч.)

статуи не были уже скрыты в замурованных сердабах или в залах заупокойных храмов, посещавшихся крайне ограниченной группой людей. Назначение их было новое: они являлись теперь памятниками, прославлявшими живых правителей страны. В этом заключался шаг первостепенной важности, внесший огромные возможности для дальнейшего развития царской скульптуры и открывший придворным художникам путь к некоторому освобождению от сковывавших их традиций. Появление подобных памятников было связано с иным, по сравнению с Древним царством, положением фараона в рассматриваемый период. Стремясь дока­зать правомочность обладания престолом, цари XII династии прибегали для утверждения своего авторитета к различным мерам. Сенусерт I посвятил в Карнакский храм статуи фараонов не только XI династии, но и Древнего царства, тем самым провозглашая себя их законным преемником. В храмах появляются колоссальные статуи правящих фараонов, закрепляющие в сознании обитателей самых отдаленных областей долины Нила представление о новых властителях как о могучих царях, объединителях Египта и завоевателях окружающих стран.

Новое назначение статуй определило и их новые формы. Памятник, прославлявший определенного властителя, требовал большего внимания к индивидуальному образу. Эти изменения уже ясно видны при сопоставлении различных статуй Сенусерта I. Так, голова сфинкса Сенусерта I из Карнака выполнена еще в традициях фиванского искусства XI династии. Как на статуе Ментухотепа I, условные, очень широкие полосы бровей и век по- прежнему идут параллельно краю платка, образуя прямую линию над плоскими глазами, причем полосы век продолжаются на висках. Орбита не чувствуется, глазное яблоко почти не моделировано. Рот схематичен и невыразителен; контуры толстых губ выполнены одной линией и имеют очертания почти правильного удлиненного овала. Все лицо производит впечатление безжизненной маски.

В заупокойных статуях Сенусерта I из JIшита трактовка и лица, и тела мягче, без резких линий, глаза, хотя и плоские, поставлены прямо, значительно более разработана моделировка рта и щек.

Однако и сфинкс Сенусерта I и его статуи из Лишта принадлежат к произведениям, дающим идеализированный приподнятый образ фараона- бога.

Памятники же времени Сенусерта II решены иначе, с явным стремлением передать основные портретные черты фараона. Глаза поставлены наклонно и углублены в орбиты под выпуклыми резкими линиями бровей. В моделировке лица начинает ощущаться костяк, отмечаются выпуклости лба, скулы. Условные брови и веки уже не параллельны линии головного убора: вместо прежней прямой, широкой полосы брови теперь изгибаются над глазом, опускаясь с одной стороны к переносице, а с другой к виску, что еще больше подчеркивает глаз и усиливает его глубину. Постановка и общий контур фигуры царя остаются в