Лекция 11. Изобразительное искусство Древнего Египта времени Среднего царства (4 ч.)

прежних рамках, однако пластическая моделировка тела дана с анатомической точностью.

Новые черты, проникавшие в царскую скульптуру, занимали все более прочное положение. Постепенно они стали проявляться и на заупокойных статуях фараонов, и самые поздние из заупокойных скульптур Сенусерта /, найденные в Лиште в 1914 г. в гробнице Имхотепа, хранителя царской печати и верховного жреца города Ону, значительно отличаются от более ранних по времени статуй. Эти скульптуры изображают фараона идущим с посохом в руках. Лица, явно портретные, отражают новые искания: брови идут дугой, несмотря на рельефные условные полосы, продолжающие веки, рот большой, дана моделировка щек и глазных яблок.

Заупокойные скульптуры знати в основном следовали царским памятникам, как это видно, например, по статуе верховного жреца бога Птаха Сенусертанха, современника Сенусерта I. Сделанное резцом опытного мастера, хорошо знавшего анатомию, это произведение выдержано в рамках официальной традиции. Лицо статуи жреца отчасти передает индивидуальные черты, но лишено выразительности из-за условных полос бровей, недостаточной проработки глаз.

Иногда на скульптурах частных лиц отмечается возраст изображаемого человека, как это можно видеть на скульптурной группе мемфисских жрецов Схотепибраанха и его сына Небпу. Скульптор сумел удачно противопоставить молодому лицу Небпу, с крепкими мускулами, гладкой кожей и энергичным ртом, обрюзгшее, изрезанное глубокими морщинами лицо отца с характерно опущенными углами старческого рта. Эта группа исключительно важна для определения путей развития скульптуры Среднего царства.

Уникальными образцами мелкой скульптуры этого времени, заразительными своими натуралистичными элементами, являются четыре костяные фигурки пляшущих демонов, найденные в Лиште, в гробнице девушки Хепи, современницы Сенусерта I. Статуэтки были укреплены на общей подставке так, что они могли двигаться. Они лежали у входа в погре­бальную камеру и, видимо, должны были предохранять вход от злых сил.

Облик этих фигурок необычен. Скульптор великолепно передал движение — фигурки явно приседают в пляске. Согнутые ноги, своеобразные жесты, различный наклон голов и особенно выразительные лица с открытыми, точно поющими ртами и гримасами — все это поражает непривычной живостью. Лица фигурок различны; очень тонко и тщательно отмечены детали — впадины щек, веки, складки кожи на лбу, под глазами, в углах глаз и губ.

Разумеется, реалистически трактованные произведения не могли не оказать своего влияния и на официальное искусство. Однако гораздо важнее в этом отношении была деятельность местных художественных центров, развивавшихся в течение XX в. до н. э. при дворах номархов и представ­лявших собой очень интересное явление.