Терапия в жанре волшебства. Психологические предпосылки сказкотерапии

Терапия в жанре волшебства. Психологические предпосылки сказкотерапии. Методика сказкотерапии как совместного литературного творчества опирается на жанр народной волшебной сказки.

Психотерапевтический эффект достигается за счет проигрывания обыгрывания переживаний и конфликтов с помощью заместителей - персонажей и через построение сюжета. Важнейшее место в организации совместно - разделенной деятельности ребенка и взрослого по сочинению сказки должно отводиться собственно коммуникативной, диалогической составляющей вопросам слушателя - взрослого. Взрослый ведет сказку, задает интонацию выступая одновременно в роли доброжелательного, мудрого носителя эталонов, заинтересованного слушателя истории, но при этом, внешне, порой каверзного или простоватого персонажа. Подхватывает, воспроизводит интонацию сказителя ребенок - рассказчик.

Таким образом, сказка предоставляет возможность ввести ребенка в мир многовековой национальной культуры. Взрослый вводит ребенка в поток художественно - коммуникативной деятельности, приобщая его к канонам не только через структуру художественного текста, но и с помощью особой интонации. В диалоге с взрослым ребенок должен ощущать себя в равноправной партнерской позиции - не декларируемой, а психологически реальной.

Ребенок усваивает диалектику взаимоотношений Автора и Адресата, побывав по инициативе взрослого во всех возможных коммуникативных позициях несущих к тому же, педагогическую и терапевтическую нагрузку. Это и есть психологические предпосылки сказкотерапии. Психологические механизмы воздействия сказок заключаются в том, что, воспринимая и усваивая сказку, удовлетворяются в определённой степени наши потребности.

Проанализировав содержание сказок, П.И.Яничев выделил триаду тенденций или потребностей 1 - потребность в автономности независимости 2 - потребность в компетентности силе, всемогуществе 3 - потребность в активности А также реализуются потребности в нарушении запретов и правил, потребность в абсурде, благодаря которым сказка становится посредником между внутренним миром ребёнка и внешним, объективным миром. 2.3.