Творчество в процессе преподавания ОРУ

Творчество в процессе преподавания ОРУ. Как известно под творчеством понимается деятельность человека, направленная на создание культурных или материальных ценностей, а также порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не имевшие место.

Применительно к нашему случаю, под творчеством учителя, преподавателя понимается создание физических культурных ценностей через создание качественно новых подходов к подготовке и проведению общеразвивающих упражнений известным практике способом.

При этом культурная ценность будет, видимо, заключаться в новом, неизвестном ранее "звучании", способа проведения 0.Р.У. в его образовательном, воспитательном и оздоровительном аспектах влияния на занимающихся. Следует под¬черкнуть, что творчество преподавателя в подготовке и проведении ОРУ привносит новое в профессиональное образование студентов. Выпускники факультета, воспитанные в духе творческой деятельности, несут образовательные ценности ученикам школы в области физичес¬кой культуры, развивая, в свою очередь, творческую активность у будущих студентов ФФК. А это создает реальные предпосылки для фор¬мирования качественно новых исходных позиций в подготовке препода¬вателя физической культуры и спорта.

Основными направлениями проявления творчества при подготовке и проведении ОРУ могут быть: - подбор содержания музыкального сопровождения или формы подсчета; - подбор упражнений в подготовительной части ; - подбор упражнений основной части; 20 - подбор упражнений заключительной части ; Музыкальное сопровождение является .важнейшим элементом в любом способе О.Р.У Творчество преподавателя при определении музыкального сопровождения может заключаться, во первых, в грамотном подборе содержания музыки, во вторых, в создании фонограммы, в третьих, в ее активном примене¬нии. Творческая профессиональность подбора музыки отражается в ее соответствии возрасту занимающихся, учете традиций национальной, отечественной культуры, использовании существующих современных музыкальных направлений.

При подборе музыкального сопровождения важно не только учитывать возможность ритмично двигаться, но и возможность эстетического воспитания через выражение движениями содержания музыки.

Содержание фонограммы может носить как одно¬характерную направленность, то есть строиться только на одном музыкальном произведении, так и комплексную, с разно плановым музыкальным содержанием. При этом каждое новое упражнений может вы¬полняться под "свою" музыку, что таит в себе большие возможности повышения эмоциональности занятий физическими упражнениями.

При подборе музыкального сопровождения надо учитывать: - соответствие музыки содержанию упражнений; - качество музыки как произведения искусства; - соответствие музыки возрасту занимающихся; - темп исполнения упражнения и соответствующий ему темп выбранного музыкального произведения; - четкость и равномерность метрического отсчета; 21 - плавную преемственность музыкальных фрагментов для каждого от¬дельного упражнения или оправданную контрастность частей музыкального сопровождения; - необходимость общего культурного, эстетического воспитания. Рекомендуется разумное сочетание или чередование в разных комплексах народной музыки современных эстрадных ритмов.

Надо пом¬нить, что непопулярные музыкальные произведения, а такие вульгарные мелодии не несут творческой ценности. Творчество в подборе упражнений подготовительной части может проявиться в использовании большого разнообразия шагов, прыжков, танцевальных действий, элементов акробатики, сочетания отмеченных групп упражнений, применения коллективных действий, гимнастических предметов и снарядов.

Шаги: походный, строевой, с различными положениями рук и с изменением положений рук, перекатом с пятки на носок, на внешней стороне стопы, на носках, выпадами, приставные, в полуприседе, в приседе, окрестные, с махом и выпадом вперед на рунах в упоре лежа, в упоре лежа сза¬ди, с предметами (обруч, гимнастическая палка, скакалка, набивной мяч и др.) и др. ПРЫЖКИ : НА Двух, на двух с зигзагом, на одной, поочередно на одной, другой, на двух, скрестным шагом, с различным положением рук, с изменением положения рук, в полуприседе, из приседа в присед, с махом одной и толчком другой, на четвереньках.

Возможно сочетание различных вариантов шагов, прыжков, ша¬гов и прыжков. 22 Творчество в подборе и применении упражнений может проявиться в: - выборе упражнении, соответствующих конкретной типовой схеме О.Р.У.; - выборе упражнений, максимально отвечающих требованиям каждого упражнения типовой схемы ; - разработке специальных требований, методических указаний, спо¬собствующих при их реализации максимальному эффекту от выполне¬ния упражнения ; - применении упражнений Парах, шеренгах, взявшись за руки, в ко¬лоннах по два; - использовании в упражнениях гимнастических предметов, гимнасти¬ческих скамеек; - в нестандартных исходных положениях, принимаемых в конце упраж¬нения.

Творчество в подборе упражнений части возвращения может проявиться в применении : - бега, бега по заднему маршруту, бега со сгибанием ног назад, бега с поочередными взмахами прямыми ногами вперед и назад; - спортивного шага; - танцевальных шагов /даны выше/; - прыжков /даны выше/, а также через препятствия /мячи, через скамейку, поперек и др. ; - шагов в упоре лежа в упоре лежа сзади; - перескоки партнером известными способами; акробатических упражнений /кувырков вперед, назад, перекатов с 23 прямым телом в группировке, переворотов в сторону, кувырков вперед в парах, тройках ; - прыжков со скакалкой на месте и с продвижением; - целенаправленных упражнений на развитие физических качеств /силы, скоростной силы, выносливости, ловкости/; - упражнений .на снарядах /брусьях, перекладине, гимнастической стенке и др./, - прыжков ноги врозь через находящегося впереди партнера, приняв¬шего положение наклона вперед, согнувшись/. Творчество в применении упражнения третьей части может проявиться в разработке и реализации специальных требований к их использованию, в применении кратких письменных указаний - карточек /плакатов/. Созданию общего эмоционального фона упражнений может способствовать применение: - нестандартных, но относительно простых упражнений ; - соревновательного метода; - игрового метода; - Соревнование можно проводить по простым правилам с оценкой относительно известных действий, например, качества выполнения упражнений, синхронности действий в шеренгах и колоннах, парных упражнений, соответствия движений характеру музыки и т.д. Весьма эффективным может быть соревновательно-игровой прием.

Игровой метод можно творчески реализовать в сюжетном варианте комплекса упражнений, когда, например, народным мотивам 24 мелодии музыкального сопровождения будут соответствовать движения шагов, танцев, темпа и ритма прохождения основной части возвращения наисходную позицию / 5 /. 25 ГЛАВА 2 задачи, методы и организация исследования. 2.1 Задачи 1.Овладение технологией исследовательской деятельности в области физической культуры и особенности ее применения. 2.Изучить состояние современной лечебной гимнастики как средства и метода восстановления. 3.Овладеть основами творческого подхода в физкультурно - лечебной деятельности. 4.Эксперементально определить эффективность творческого подхода в процессе применения лечебной гимнастики. 26 2.2. Методы Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования : 1. Педагогический эксперимент . 2. Антропометрия. 3. Тестирование. 4. Математико - статистические методы исследования. 27 2.3.Организация исследования Для проведения педагогического эксперимента по определению эффективности творческого подхода в процессе преподавания лечебной гимнастики в ноябре 1997 года в средней общеобразовательной с углубленным изучением английского языка школе № 1 г. Ставрополя была организована группа детей состоящая из 14 мальчиков и 15 девочек 8 - 9 лет. На день начала исследования девятилетними считались дети в возрасте от 8 лет 6 месяцев.

Всего в эксперименте участвовало 29 человек.

Перед проведением эксперимента для определения состояния степени здоровья испытуемой группы, был использован специальный тест (Таблица 1). Измерение веса, определение выносливости (тест Купера) и работоспособности - проводились в первой половине дня. Вес измерялся (без обуви и в спортивной одежде) на медицинских весах с точностью до 0,5 кг. Для определения выносливости использовался тест Купера (6 - ти минутный бег ), результат определялся с точностью до 10 метров.

Измерениям предшествовала психологическая подготовка, с целью достижения максимального результата.

Эксперимент длился полтора месяца, его можно условно разбить на два этапа. Первый этап был направлен на определение степени здоровья исследуемой нами группой, а второй - на изменения степени здоровья происшедших за полтора месяца. 28 ГЛАВА 3