ИСТОРИЯ АТЛЕТИЗМА

ИСТОРИЯ АТЛЕТИЗМА. Рождением атлетизма наверняка можно считать 10 ав¬густа 1885 г. В России был создан «Кружок любителей ат¬летики», во главе кружка стоял доктор физической куль¬туры Краевский.

Его с тех пор стали называть «отцом русской атлетики». Всеобщее увлечение атлетизмом относится к концу XIX — началу XX вв. Соревнования и выступления с ат¬летическими номерами устраивались повсюду: в роскош¬ных цирках, пуританских садах «Общества попечительства о народной трезвости», городских театрах, парках, а так¬же в многочисленных балаганах, которые колесили по просторам России. Знаменитый атлет и пропагандист И.В. Лебедев, про¬водивший чемпионаты, превращал их в яркие театрали¬зованные зрелища, привлекавшие массу зрителей.

В них участвовало большое количество спортсменов: Георг Гаккеншмидт, Георг Лурих, Алекс Аберг (Эстония); Хаджи-Мухан (Казахстан); Коста Майсурадзе, Сали Сулейман (Кавказ); легендарный Иван Шемякин, Николай Вахтуров, Терентий Корень, «великан» Григорий Кащеев (Рос¬сия). Можно перечислять много прекрасных атлетов из других стран: Польши, Германии, Франции. Часто после соревнований устраивался раунд «лучший из лучших» по атлетическому сложению, к которому допускались и про¬сто желающие.

Специально к этим конкурсам не готови¬лись. 30 января 1897 г. открылось первое Петербургское ат¬летическое общество по инициативе графа Г.И. Рибопьера. Вслед за этим стали появляться атлетические кружки и студии атлетизма в других городах страны. Выходят в свет журналы «Спорт», «Геркулес», «Русский спорт», а так¬же на то время самые популярные системы физического развития: «Сила и как сделаться сильным» Сандова. Атлетизм был популярен в самых разных слоях обще¬ства. Атлетизм постепенно стали называть культуризмом, а родоначальником его по праву можно назвать Евгения Сандова, которому в 1911 г. в Англии королем Георгом V было присвоено звание профессора физического разви¬тия. А на выступления русского атлета Александра Засса в Англии приходил посмотреть Уинстон Черчилль.

На заре культуризма (атлетизма) демонстрация силы была самая разная; отрывали камни от земли, гнули ко¬черги, ломали подковы, разрывали цепи, поднимали на платформе людей, держали на плечах лошадь.

Со време¬нем все силовые трюки перекочевали в цирк, превратив¬шись только в зрелище. До настоящего времени в цирках и на эстрадах можно было видеть знаменитых атлетов В. Дикуля, Г. Иванова, братьев Виннеров. Их трюки по праву могут быть занесены в книгу рекор¬дов Гиннесса. В конце XIX в. в Америке появился довольно значи¬тельный интерес к влиянию физической силы на здоро¬вье человека. Сторонники здорового образа жизни, как в Америке, так и в России, боролись за физическое воспи¬тание человека.

Эталоном для подражания был выбран Евгений Сандов — суперзвезда, атлет, профессиональный силач. Сандов приобрел в Европе репутацию профессиональ¬ного силача. В Америку он приехал в 1890-е гг.; его про¬дюсер Флоренц Зигфилд дал ему титул «Сильнейший че¬ловек в мире». Е. Сандова от других отличало эстетическое качество его телосложения. Проводились соревнования, где сравнивались физичес¬кие характеристики спортсменов, а потом Е. Сандов вру¬чал победителям золотую статуэтку со своим изображени¬ем. Сам же пал жертвой собственного ореола мистической мужской силы. Как говорят, его автомобиль съехал с до¬роги и он решил одной рукой вытащить машину из кю¬вета. В результате умер он от кровоизлияния в мозг. А зо¬лотая статуэтка также вручается на самом престижном конкурсе «Мистер Олимпия» в честь Е. Сандова.

В 1920—1930-е гг. стало очевидным, что физическое раз¬витие тесно связано со здоровьем человека. Знания о трени¬ровках того времени были ограничены, но культуристы мог¬ли многому научиться, попросту сравнивая свое телосложение с внешним видом атлета предыдущего поколения.

Однако традиции атлетических конкурсов продолжа¬лись. В 1940-е гг. телосложение культуристов, в противопо¬ложность другим видам спорта мышечного развития, было признано как нечто новое и особенное. Культуризм, бодибилдинг, атлетизм по-прежнему оста¬вались неизвестными видами спорта. В 1950—1960-е гг. возник новый конкурс — «Мистер Вселенная». Много времени люди спорят, какой из двух миров бо¬дибилдинга лучше: Европа или Америка.

Споры ведутся до сих пор. Культуризм, бодибилдинг, атлетизм, атлетическая гимнастика, как ни назови его — это просто система. Атлеты из разных стран становились чемпионами. Это говорит о популярности нового вида спорта. В 1970—1980-е гг. появляются суперзвезды А. Шварце¬неггер, Ф. Зейн, С. Олива, Р. Уэйн и т. д которые внесли свою лепту в развитие и пропаганду этого вида спорта, став одними из великих спортсменов мира. В 1990—2000-е гг. произошел взрывной рост бодибил¬динга и фитнеса — не только как соревновательного вида спорта, но и способа физического развития человечества.

Влияние бодибилдинга и фитнеса становится очевид¬ным по мере того, как мы видим все больше мускулистых тел на фотопечати, на телевидении, в кино. Расцвет культуризма происходил параллельно с разви¬вающимся новым видом спорта — фитнесом и одновре¬менным увеличением интереса к физическому здоровью человека. Фитнес – молодой вид спорта, развитие которого идет очень интенсивно, представляет собой смесь спортивно-художе¬ственной гимнастики и спортивного конкурса красоты.

В ходе соревнований судьями оцениваются: пропорциональ¬ность телосложения, упругость и тонус мышц, их плот¬ность, симметрия, осанка, артистичность, умение дер¬жаться на сцене, чистота исполнения поз, сложность элементов произвольной программы, стиль, координация, силовые элементы, акробатика, аэробика и даже выбор костюма.