Стили руководства

Стиль Особенности Сильные стороны Слабые стороны
Авторитарный Вся власть и ответственность в одних руках Строгая иерархия позволяет сохранять устоявшийся порядок Сдерживание индивидуальной инициативы
Демократический Делегирование руководителем отдельных, не ключевых полномочий Усиление личных обязательств по выполнению работы через совместное участие в управлении Дополнительные расходы времени на обсуждение в процессе управления
Либеральный Предоставление возможности самоуправления в предпочитаемом группой режиме Дело может разворачиваться и без вмешательства руководителя Группа может остановиться в развитии без направляющей линии, осуществляемой руководителем

Согласно типологии, предлагаемой Р.В.Овчаровой (2000), можно выделить и описать че­тыре типа психологических портретов учителей (ценностный, гедонистический, реалистический, творческий). Педагоги первого типа склонны руководить, для них характерно преобладание вер­бального интеллекта, педантичная холодность, большие со­циальные претензии, профессиональная усталость. Гедонисты являются исполнителями, для них характерна развитость общего интел­лекта, готовность принять ответственность на себя, эмоциональное отчуждение и агрессия, интеллектуальная инертность. Реалисты характеризуются общей активностью, развитым вербальным интеллектом, при этом часто испытывают отчуждение и эмоциональный дискомфорт. Педагоги четвертого типа гармоничны, активны в профессиональной деятельности, требовательны к себе, имеют высокие интеллектуальные притязания, склонны к эмоциональному сотрудничеству.

И.В.Вачков (2000) предложил классификацию, объединяющую восемь типов. «Наполеон» характеризуется от­кровенным использованием участников группы в собственных целях. Он может блистать чудесными методическими находками, высоко цениться руководством, но занимающиеся в группе его не любят. «Нарцисс» характе­ризуется неприязненным отношением к ученикам, но без активного манипулирования ими. Главное, что он по-своему реализовался, получил удовлетворение. У «Самодура» неспособность к творчеству и неприязнь к подопечным выливаются в жестокий контроль над ними, в стремление ограничить их твердыми рамками запретов. «Штамповщик» из-за отсутствия творческого начала действует под давлением сложившихся стереотипов, шаблонов, устаревших требований, работает одинаково с любыми группами и с каждым из их членов. Педагогическая деятельность «Наблюдателя» часто превращается в пассивное невмешательство с оттенком недоброжелательности в отношениях. «Коту Леопольду» свой­ственны слабость творческого начала и чрезмерная застенчивость. «Доктор Фаустус» «лепит» спортсмена в соответствии со своими представлениями о нужном обществу человеке. Многие, даже, несомненно, талантливые тренеры поднаторели именно в этом, и для них это – единственный видимый путь. «Самоактуализатор» выстраивает систему отношений с подопечными, основанную на принятии их как ценностей, на любви и уважении к ним.