(историческая справка)
n Акушерская помощь в России многие века находилась в руках самих рожавших женщин, и оказывалась она в виде самопомощи и взаимопомощи.
n 1753-1760 г.г. принят Закон «о порядочном учреждении бабичьего дела в пользу общества». Вводятся государственные должности «присяжных бабок» и «городовых» акушерок и акушеров.
n 1784 год. Создание первого повивального института в Петербурге.
n 1836 год. Родильный госпиталь и воспитательный дом в Петербурге слились в единое родовспомогательное учреждение, ставшее на долгие годы ведущим учреждением родовспоможения и русской акушерской школы.
n Открываются акушерские клиники при Московском (1806), Харьковском (1829), Казанском (1833), Киевском (1844) университетах.
n Вся родильная помощь в России содержалась на благотворительные средства различных общественных организаций. Наиболее крупные из них были в Москве. Это «Всероссийское попечительство об охране материнства и младенчества» и «Общество охраны материнства».
n Большая часть медицинской помощи оказывалась акушерками. Врачебная помощь была доступна лишь обеспеченным слоям населения.
n Поликлиническо-акушерской помощи практически не было (9 амбулаторий). Большинство родильных приютов даже в столичных городах находились в убогом состоянии. Потребность стационарного лечения удовлетворялась менее чем на 4%.
n Ежегодно около 30 тыс. женщин умирали от сепсиса, кровотечений и других осложнений в родах (данные 1913 года). Высокой материнской смертности соответствовала и высокая детская смертность (по отдельным губерниям до 40%).
Темы докладов, рефератов, газет:
«Роль Флоренс Найтингейл в развитии сестринского дела»
«История становления национальных обществ и международных организаций Красного Креста и Красного полумесяца»
«Международный Совет медицинских сестёр»
«Общины сестер милосердия, прошлое и настоящее»
«Н.И.Пирогов и развитие женской сестринской помощи в годы Крымской войны (1853-1856 гг.)»
«Дарья Севастопольская, Екатерина Бакунина, Юлия Вревская, как примеры героизма и самоотверженности, проявленные сестрами милосердия»
«Деятельность сестринского персонала на театре военных действий (1941-1945)»
«История создания, принципы деятельности Российского Общества Красного Креста»
«История создания Всемирной организации здравоохранения»
«"Красные сестры" периода гражданской войны»
«Роль и задачи Ассоциации российских медицинских сестер»
«Роль и задачи Лиги акушерок России»
«Первый Всероссийский съезд средних медицинских работников (Санкт-Петербург, 1998)»
«Второй Всероссийский съезд средних медицинских работников (Москва, 2004)»
«Первый Всероссийский съезд акушерок (Москва, 2001)»
Тема «ФИЛОСОФИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА»
План:
1. Что такое философия вообще и философия сестринского дела в частности?
2. Зачем нужна философия в сестринском деле?
3. Основные понятия философии сестринского дела.
1. Что такое философия вообще и философия сестринского дела в частности?
Философия – это наука о взаимодействии субъекта и объекта и об изменениях отношений между ними, возникающих в результате этого взаимодействия. Это система взглядов на мир (природу, общество, мышление), оказывающих существенное воздействие на деятельность человека.
Классическое определение дает нам понятие о философии как о форме духовной деятельности, направленной на постановку, анализ и решение мировозренческих вопросов, связанных с формированием целостного взгляда на мир и место в нем человека. Следовательно, говоря о философии, мы говорим о том, как человек мыслит, во что верит и как воспринимает жизнь. Это способ подумать, кто мы такие и какова наша роль в обществе.
Философия СД, в свою очередь, отражает мировоззрение сестры в отношении ее деятельности, формирование целостного взгляда на СД, на роль и место в нем сестринского персонала.
В центре этой философии, этого мировоззрения – человек, здоровый, больной или умирающий. Человек, обладающий биологическими, психологическими, социальными и духовными потребностями. Человек, имеющий право на активную, гармоничную жизнь и развитие, на получение сестринских услуг независимо от вероисповедания и социального положения. Эта философия основана на общечеловеческих принципах этики и морали. Большое значение здесь уделяется отношению м/с к пациенту как к человеку, к личности.
Основными принципами философии СД являются – уважение к жизни, достоинству и правам пациента.
Философия СД, как фундамент всех аспектов профессиональной жизни, включает:
· определение СД, его миссия, цели и задачи;
· соотношение СД и медицины;
· взаимодействие м/с и пациента;
· профессиональную этику;
· характер взаимоотношений СД и общества.
Согласно международной договоренности, философия СД базируется на 4-х основных понятиях:
· сестринское дело;
· пациент;
· окружающая среда;
· здоровье.
2. Зачем нужна философия в сестринском деле?
В августе 1993 года в подмосковном посёлке Голицыно состоялась первая Всероссийская научно-практическая конференция по реформе сестринского дела под девизом: «Новые медсёстры для новой России!».
Сущность реформы заключается в стремлении сестёр обрести профессиональную самостоятельность, независимость и самодостаточность в ряду других медицинских профессий. Сёстры готовы принять на себя ответственность за результаты своей практики в области организации и исполнения профессионального ухода за пациентами.
Осмысление сестринской специальности с учётом требований сегодняшнего дня требует воспитания медицинской сестры нового типа, равноправного и ответственного члена единой бригады медицинской помощи, что невозможно без философского обоснования сестринской практики (профессионального мировозрения).
Программный документ «Философия сестринского дела в России», принятый на конференции, отражает взгляды российских сестёр на основные ценности, верования и перспективы их профессиональной группы, раскрывает перед обществом профессиональное мировозрение.