АКЦИЯ - ПАТОЛОГИЯ КАК ВНУТРЕННЯЯ ПРОБЛЕМА

В ранних представлениях о психопатологии называлось два типа причин - сверхъестественные и внутренние. Сверхъестественными источниками патологического поведения были демоны, гоблины, боги, магия и т.д. Внутренними причинами были психологические либо этиологические факторы, как гордыня, зависть, стыд, «телесные капризы», мозг (Кларк, 1973). Наиболее примитивные из этих концепций можно определить как магически-религиозные или внеземные. Происхождение патологии объяснялось абстрактными, сложными в определении явлениями.

Данные взгляды относятся к периоду, предшествующему появлению письменных сообщений. Своё начало они берут в первобытных, анимистических представлениях о мире, в которых человеческое мотивирование приписывалось различным естественным явлениям, происходящим как в самой природе, так и касающимся непосредственно человека.

Если первобытный человек заболевал (физически либо психически), то виновником своей болезни он считал одного из своих врагов или же какого-нибудь злобного, невидимого духа. Позже психические заболевания начали объясняться внутренними причинами. Одно из первых упоминаний на данную тему происходит из Египта и относится к 1900 году до н. э. В те времена считалось, что опущение матки или же её «голодание» вызывает болезненные состояния у женщин.

Перелом в истории психопатологии наступил во времена расцвета культуры Древней Греции и Рима. Тогда были предприняты попытки объяснить причину психических заболеваний без ссылок на демонов. В этот период появились первые органические и психологические теории патологии; некоторые из них приняты современной психотерапией.

Множество теорий из области современной психиатрии помещается в рамках фазы «акции». Объективно-описательная школа делает упор на симптомы и трактует психическое заболевание аналогично соматическому, имеющему своё типичное протекание.

Психоанализ подчёркивает значение конфликта и расщепления (dissociation), неосознанной мотивации, желаний и фантазий, а также вынесенных из детства впечатлений (Хевенс, 1973).

Итак, болезненное состояние трактуется как внутренний порок, биологический или же психологический.

Терапевтические процедуры, соответствующие представленным выше теориям психопатологии, подтверждают и отражают концепцию патологии как внутренней проблемы. К самым ранним способам лечения сумасшествия относится широкий спектр методов, таких как: трепанация черепа, заклятия, лечение с помощью амулета, равных чисел, магии, трав, пиявок, прикладывание рук, лечение верой, изгнание дьявола, а также различного рода физические наказания. Как правило, терапевтом был шаман, чародей или же жрец, которому приписывалась власть над сверхъестественными силами. В более позднем периоде - в Древней Греции - для лечения использовались заклятия, которые Платон называет «прекрасной логикой», кроме того рекомендовалась соответствующая диета и отдых. В последнем периоде фазы акции, в современной психиатрии, возникли такие процедуры, как фармакотерапия, психохирургия, лечение электрошоком, псиоанализ.

Подводя итоги, можно сделать следующее заключение: в модели акции, или внутренней проблемы, патология объясняется абстрактными, воображаемыми или гипотетическими состояниями, которые заранее обрекают личность на ненормальное поведение,за которое она не несёт ответственности.