Ноосфера и экологическая культура.

 

Эта культура отличалась определенным динамизмом, и в какой-то степени прагматическим подходом к действительности.

В Средние века духовная жизнь определялась библейскими нормативами. Отношение человека к природе, присуще иудео-христианской традиции, является противопоставление духа человека его телу, представлению о том, что Бог санкционировал господство человека над всеми живыми существами.

В современном мире природа имеет ценность лишь в контексте прогрессивного развития человечества. Объектом морали и регуляции является не природа сама по себе, а отношение к ней.

Экологическая этика изучает нравственное отношение человека к природе с целью гуманизации и гармонизации в системе отношений “человек-природа”, “общество-природа”, приоритетом в ней остается забота о природных условиях существования будущих поколений.

Природа дана человеку в естественном виде, она существовала задолго до возникновения самого человека и продолжает существовать независимо от него. Однако в наши дни считается, что в систему социальных ценностей должны быть включены не только явления общественной жизни, но и природные явления, составляющие естественную среду жизни общества. Тем самым расширяется сфера социального мира и делается заявка на преодоление того антропоцентризма, который составлял непременную ось всей прежней культуры.

Прежнее мировоззрение полностью исчерпало себя, в силу своей односторонности стало серьезной помехой на пути преодоления экологических трудностей человечества, так как если человек по-прежнему будет сосредотачивать внимание на себе самом и своих потребностях, то разрушаемая им природа будет мстить человеку за недостаточное внимание к ее нуждам.

В трудах достойнейших представителей человечества: А.С.Пушкина, Ф.И.Достоевского и Л.Н.Толстого в России, Г.Торо и Р.Эмерсона в Америке, Т.Карлейля в Англии, Р.Роллана во Франции, Тагора и Ганди в Индии, Утимара Кандзо и Окакура Какудзо в Японии – мы находим неодолимое стремление к внутренней гармонии человека и единству человечества, к осознанию целостности мира и “общему делу” в обретении мира и счастья.

Путь к созданию новых этических оснований развития человечества в гармонии с природой – духовно-нравственная коррекция современной культуры, духовное возвышение человечества, единение глубинных ментальных ценностей всех культур в целостном мирровозрении и мироотношении, миропонимании. Коллективный интеллект, нравственный разум человечества – это реальные атрибуты эволюции биосферы в ноосферу.

В трудах достойнейших представителей человечества: А.С.Пушкина, Ф.И.Достоевского и Л.Н.Толстого в России, Г.Торо и Р.Эмерсона в Америке, Т.Карлейля в Англии, Р.Роллана во Франции, Тагора и Ганди в Индии, Утимара Кандзо и Окакура Какудзо в Японии – мы находим неодолимое стремление к внутренней гармонии человека и единству человечества, к осознанию целостности мира и “общему делу” в обретении мира и счастья.
^