Экология и культура

 

Экологическая культура выступает как норма и идеал, ставящий экологически целесообразные ограничения на пути человеческого эгоизма. Понятием “экологическая культура” охватывается такая культура, которая способствует сохранению и развитию системы “общество-природа”.

Отношение к природе как самоценности культивирует высшие тончайшие проявления человеческой субъективности, дает возможность наиболее полного, универсального развития человека. Чем более развивается мир человека, тем глубже и шире становятся его связи с природой. Суть экологической культуры – это человеческое отношение к природе ради нее самой, формирование способности соизмерять свое человеческое существование, свои потребности с природными возможностями.

Можно проследить две основные группы ценностных установок в отношении к природе, которые в отдельные периоды человеческой истории доминировали в общественном сознании, но полностью не исключали одна другую.

Первая – противопоставляет человека природе. Она присутствует в общественном сознании, начиная с поздней античности, но стала доминирующей в жизни общества с Нового времени благодаря идеологии христианства и становлению капиталистической формации. Основоположники классической науки и рационалистически ориентированного гуманизма представляли природу как машину, рассматривали ее как средство, позволяющее достигнуть социального благополучия.

Ориентация на потребительство в конечном итоге привела к истощению и деградации природной среды. Природу следует рассматривать как непроходящую ценность, имеющую для человеческого существования фундаментальное значение. Безумное потребительство оборачивается деградацией и природы, и человеческой личности.

Вторая – заключается в поклонении природе, ее романтизации. Она исторически более древняя, всегда была представлена в общественном сознании и являлась доминирующей в древних культурах.

В указанных ценностных установках природа рассматривается как нечто внешнее по отношению к человеку.

Коэволюция общества и природы предполагает, что в окружающей природе видят ценность культуры. То есть “гуманизм как форма общественной связи между людьми приобретает завершенную форму только тогда, когда он станет одновременно формой связи между человеком и природой”

Гуманизм, признающий ценность отдельного человека как личности, его право на свободу, счастье и проявление своих способностей, немыслим без самого главного права человека жить в чистой природной среде.

Впервые в истории вполне правомерно рассматривать природную среду как продолжение культуры, включенное в систему социальных ценностей, а не просто как реальность, существующую независимо от людей.

Важным признаком экологической культуры является отказ от непосредственного наивного антропоцентризма и переход к системе взглядов, которая строится биосфероцентристски. Целью такого подхода является человек. От того, насколько будут грамотны, обоснованны и экологически культурны человеческие действия, зависит, быть или не быть Земле, природе, пригодной для жизни. Следовательно, экологическая реальность означает, что только человек должен своей деятельностью обеспечить нормальный круговорот вещества на планете. Тем самым он выполнит свою главную биосферную функцию сохранения жизни.

Экологическая культура призвана характеризовать способы взаимодействия не только с природной, но и с социально-исторической средой. Она выполняет интегративную роль во взаимосвязях и взаимодействии материальной и духовной культур. Сегодняшние реалии активизируют как никогда гуманистический и аксиологический аспекты в проблеме «человек - природа - культура» и ставят проблему внутренней взаимосвязи экологии и культуры. Увидеть и понять эту взаимосвязь, сущность и историческую направленность ее развития значило бы внести определенный вклад в решение проблемы современной экологической ситуации, однако в этой области достигнуты лишь предварительные результаты, синтез которых еще предстоит осуществить.

Экологическая культура - это основа и базис общей культуры, сердцевина новой гуманистически-технологической культуры XXI века, выражающая характер и качественный уровень отношений между обществом и природой. Она проявляется в системе духовных ценностей, социальных институтов, всех видах и результатах человеческой деятельности, непосредственно связанных с познанием, преобразованием и освоением природы.

^