Глобальные проблемы современности

 

В ХХ в. человек столкнулся с глобальными проблемами, от решения которых зависит судьба всей цивилизации. Современные тенденции мирового развития, ориентированные на принцип количественного роста, ведут к катастрофическим последствиям. Общее представление об ограниченности Земли как места производственной деятельности человека достаточно абстрактно. Но развитие рыночной экономики невозможно без роста капитала, прибыли, что требует новых и новых ресурсов.

На конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992г.) генеральный секретарь конференции М. Стронг констатировал, что процессы экономического роста, которые порождают беспрецедентный уровень благополучия и мощи богатого меньшинства, ведут одновременно к рискам и дисбалансам. Рыночная модель развития и соответствующий ей характер производства и потребления не являются устойчивыми для богатых и не могут быть повторены бедными.

В ходе использования и бесконтрольной переработки различного вида ресурсов возникает непомерная нагрузка на экологическую сферу. Чем больше перерабатывается ресурсов, тем больше опасность. Речь идет об уничтожении лесов – легких планеты, о парниковом эффекте, уменьшении озонового слоя.

Не снята ситуация неравномерного экономического роста на основе индустриализации. Проблема голода, отставание развивающихся стран не позволяет приостановить разнохарактерный экономический рост. А он требует увеличения потребления энергии и ресурсов. Следовательно, в ближайшее время эта проблема будет расширяться и углубляться.

Увеличивается риск от гигантских катастроф (например, Чернобыльская). Современная промышленная и энергетическая инфраструктура уязвима со стороны воздействия стихийных природных сил и социальных катаклизмов (войны и террористические акты). С точки зрения общества, затраты на научно-технический прогресс велики, а отдача мала.

Несправедливое распределение отрицательных воздействий научно-технического прогресса влияют на различные слои населения, страны, регионы мира. Страны, обладающие богатыми энергоресурсами, осуществляют их первичную обработку, создают гигантскую нагрузку на экологию. Процветающие страны создают для себя условия жизни, отгораживающие их от экологических неприятностей, перекладывая экологический риск на другие группы. Все это ведет к дистабилизации мирового сообщества.

Основатель объединившего элиту науки, бизнеса, культуры Римского клуба Аурелио Печчеи говорил о проблемах, которые пересекают границы и распространяются по всей планете, не взирая на конкретные социально-политические условия.

Каковы же причины такой ситуации ?

Во-первых, это целостность современного мира, которая обеспечивается глубинными политическими и экономическими связями, зримым их проявлением являются транснациональные корпорации и мировые войны. В кровавой мясорубке войн перемалывалось все, что индивидуализировало и определенным образом разделяло людей: границы, политические пристрастия, национальные особенности.

Н.Бердяев писал, что в поднявшемся ”мировом вихре в ускоренном темпе движения” все смещается со своих мест. Но в этом вихре могут погибнуть и величайшие ценности.

Во-вторых, проблемы мировой цивилизации связаны с возросшей экономической мощью человека, который никогда не взимал с природы столько дани, как теперь. По своим последствиям воздействие человека на природу сейчас сопоставимо с самыми грозными силами природы. Еще К.Циолковский считал, что будущее человечество полностью перестроит нашу планету и станет в дальнейшем силой, преобразующей Космос.

В-третьих, одной из причин возникновения глобальных проблем является неравномерность развития стран и культур. Экономическая и политическая зависимость стран дополняется информационной. Благодаря телевидению, спутниковой связи, компьютерным системам, события и открытия в мире распространяются мгновенно. Между тем люди, потребляющие и использующие информацию, не просто живут в разных странах с различным политическим строем. По достигнутому ими уровню развития они обитают в исторически разных культурных эпохах. Тем самым, в сознании отдельных людей причудливым образом сочетаются пласты культур разного характера и уровня развития. Эта несправедливость и порождает такую актуальную проблему, как международный терроризм.

Сможет ли человек решить эти проблемы ?

Некоторые специалисты предрекают гибель человечества в ближайшие 30-50 лет. Однако ход мирового развития вселяет оптимизм. Например, самая страшная угроза – термоядерная война между сверхдержавами – в значительной мере ослабла и не является главной в списке глобальных проблем.

Проблема именно в человеке, а не вне его. И возможно решение связано с трансформацией индивидуальной культуры, обретающей свои силы в “новом гуманизме”, который позволяет воссоздать гармонию непрерывно изменяющегося мира. Культурные изменения, связанные с зарождением новых, соответствующих духу ХХ в. ценностей и мотиваций – социальных, этических, эстетических, духовных и др., - должны охватить не отдельные элитные группы и слои общества, а стать неотъемлемой частью мировоззрения самых широких масс населения.

Культурная революция совершенствует качества и способности всего человеческого рода. Три аспекта характеризуют новый гуманизм: чувство глобальности, любовь к справедливости, нетерпимость к насилию. В центре стоят целостная человеческая личность и ее возможности, и альтернативы этому нет. Это единственная на данный момент реальная возможность решения современных глобальных проблем человечества – преодоление культурных ”разломов”, раскола культур, налаживания диалога культур.

В 1995 году по инициативе Джеймса Раймса, известного деятеля в области здравоохранения, был разработан план преобразования системы здравоохранения, предполагающий финансирования медицинской отрасли страны и реабилитации жителей, живущих на заражённых территориях, предполагающий лечение на различных курортах и санаториях. Также принимаются и подписываются соглашения и конвенции на межгосударственном уровне.

Большинство глобальных экологических проблем становятся понятными при глубоком осмыслении запасов информации в биосфере и цивилизации в контексте теории биотической регуляции окружающей среды:

- запас генетической информации биосферы и запас культурной информации цивилизации совпадают, т. е. современная (“человеческая”) цивилизация имеет такую же информацию как и вся естественная биота (все живые организмы), которая сформировалась миллионы лет назад;

- по объемам памяти и запасам информации информационная среда современная цивилизация не уступает естественной среде (биоте);

- скорость прогресса цивилизации более чем на 7 порядков выше скорости эволюции биоты, что объясняет беспрецендентную конкуренцию человека в отношении возможностей разрушения биосферы по сравнению со всеми остальными видами.

Это еще раз подтверждает видвинутую в свое время В.И.Вернадским концепцию ноосферы, ключевым пунктом которой является идея о геологической роли человечества в развитии биосферы.