ными страстями, предрассудками или фантастическими мечтами. И стоит в обществе распространиться информации о возможном кризисе, стоит массе перейти в возбуждение, и оказывается, что такие индивиды лучше всего адаптированы, и их химерические идеи, их фанатическая озлобленность находят благоприятную почву. Происходит информационно-психическое заражение остальных — ведь и у них в бессознательном дремлют те же силы, безумцы просто ближе стоят к этому пламени. Например, стоит ослабеть силам правового государства, и эта информационно-психическая эпидемия ведет к социальному взрыву, а потом к тирании худших (К. Г. Юнг, 1995). Из вышеизложенного вывод:
8-я аксиома. С целью безопасного функционирования системы или ее части необходимо определение по количеству и качеству запрещенной к производству, распространению, хранению информации, которая способна привести к дестабилизации системы вплоть до разрушения.
«Рефлекс свободы», открытый в эксперименте на обездвиженных животных И.П.Павловым (1952), позднее был описан этологами как мотивация сопротивления принуждению, особенно выраженная у диких животных, где она оказалась не менее сильной, чем секс, голод и жажда (О. Г. Газенко, 1987). Длительная эволюция безусловного рефлекса свободы (сопротивления, преодоления преграды) завершилась на уровне человека формированием нейрофизиологических механизмов воли.
Интересный материал для размышлений дает описание И. П. Павловым рефлекса свободы. «Для опытов нам попалась собака, очевидно, очень культурная, которая быстро вошла со всеми мною в дружеские отношения. Этой собаке была предложена казалось нетрудная задача. Ее ставили на столе в станок, ограничивая лишь ее движения мягкими петлями на лапах (к чему она сначала отнеслась совершенно спокойно), и затем на этом столе с ней ничего другого не делали, как только через промежутки в несколько минут повторно подкармливали. Сперва она мирно стояла и охотно ела, но чем больше она стояла, тем больше она возбуждалась: начиная воевать с обстановкой, она рвалась, царапала пол, грызла стойку станка и т. д., причем от этой безустанной мышечной работы у нее начиналась одышка с постоянным слюнотечением... это продолжалось многие недели, все ухудшаясь.» (Павлов И. П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. Москва: АМН СССР, 1952.— С 8.). Позднее «рефлекс свободы» был описан этологами как мотивация сопротивления принуж-