Из наследия интеллектуальной системы человечества.

Смертельная ответственность. Законодатель греческих колоний в Си­цилии и Каламбрии Харонд (VII век до н. э.) велел, чтобы всякий, стремя­щийся уничтожить какой-нибудь из старых законов или ввести в действие новый, выходил перед народом с веревкой на шее с тем, чтобы, если пред­лагаемое им новшество не найдет единогласного одобрения быть удавлен­ным тут же на месте (Диодор Сицилийский).

Древний заржавленный меч правосудия бережно хранился в Марселе со времени основания города как символ нерушимости древних обычаев.

Судьба носителей новшеств. «Те, кто расшатывают государственный строй, чаще всего первыми и гибнут при его крушении. Плоды смуты ни­когда не достаются тому, кто ее вызвал; он только всколыхнул и замутил воду, а ловить рыбу будут уже другие» (Мишель Монтень «Опыты»).

Национальные обычаи и обряды. Ограничение на распространение ин­формации. «Табу» у первобытных народов накладывалось на какое-либо слово, вопрос, мнение и означало запрет обмена информацией под угрозой жестокой кары со стороны духов и богов. «Паранджа», при помощи кото­рой по обычаю в мусульманских странах укрывается лицо женщины, по мнению многих, скрывает возбуждающую информацию от мужчин.

В государственной политике известны такие запреты на информацию, как цензура, предусматривающая просмотр государственным учреждени­ем литературных произведений предназначенных к печати или выпуску