А.Л. Еремин. НООГЕНЕЗ И ТЕОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

Тойо тоже захотел выполнять сан-дзэн. «Подожди немного, — сказал Мокурай, — ты еще молод». Но ребенок настаивал, «Ты можешь услышать хлопок двух ладоней, когда они ударяются друг о друга, — сказал Мокурай.

— Теперь покажи мне хлопок одной ладони».

Тойо поклонился и пошел в свою комнату, чтобы рассмотреть эту про­блему. Из окна он услышал музыку гейш. «Ах, я понял!» — воскликнул он. На следующий вечер, когда учитель попросил его показать хлопок одной ладони, Тойо начал играть музыку гейш. «Нет, нет, — сказал Мокурай,

— это никак не подойдет. Это не хлопок одной ладони. Ты совсем не по-­
нял его». Думая, что музыка будет мешать, Тойо ушел в более спокойное
место. Он снова погрузился в медитацию. «Чем же может быть хлопок
одной ладони?». Он услышал как капает вода. «Я понял», — подумал Тойо.
Оказавшись перед учителем в следующий раз, Тойо начал капать водой.
«Что это? — спросил Мокурай. — Это звук капающей воды, но не хлопок
ладони. Попробуй еще раз». Напрасно Тойо медитировал, чтобы услышать
хлопок одной ладони. Он слышал шум ветра, но и этот звук был отвергнут.
Он слышал крик совы, но и этот звук был отвергнут.

Почти год обдумывал он, что же может быть хлопком одной ладони. Наконец, маленький Тойо достиг подлинной медитации и перешел преде­лы звуков. Тойо реализовал хлопок одной ладони. «Я собрал их великое множество, — объяснил он позже, — поэтому я достиг беззвучного звука».


Информационная гигиена и профилактическая медицина общественного здоровья