А.Л. Еремин. НООГЕНЕЗ И ТЕОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

лективное. Великие умы XX века способствовали формированию благо­получного информационного фона для устойчивого развития экономики (Приложение 2). Но удалось ли всех осчастливить, или, хотя бы не нанести вреда, при том, что: «Наличные — не единственная связь человека с чело­веком... Экономика — наука зловещая» (Т. Карлель, XIX век).

Экономическая информация все более воздействует на здоровье, как отдельного человека, так и человеческих сообществ. Информация, значи­мая в финансово-экономической сфере, при неожиданных ее изменениях, влияет на развитие «финансового стресса» (R.Thara, 1994). Такой финан­совый стресс явно развился у многих в США в начале XX века во время «Великой депрессии». И эта ноша со всеми ее последствиями для здоровья нации не миновала в XX веке практически ни одну страну. Сложно опре­делить в научных исследованиях (и остается актуально их проведение) влияние информации экономического характера на здоровье человека и человеческих групп. Между тем, ярким примером влияния неожиданных изменений в финансово-экономической сфере России на здоровье людей может служить то, что в Москве в «черный вторник» 1994 года, в момент небывалого скачка курса доллара стремительно возросло количество ин­сультов (с 70 накануне до 181), инфарктов (с 75 до 172), дорожно-транс­портных происшествий (с 50 до 77, рост пострадавших в автокатастрофах — с 104 до 141), количество травм (с 618 до 813) (Российская газета, 6 де­кабря 1994). А был еще в России и дефолт 1998 года...

Межнациональная информация и общественное здоровье.Межна­циональные и межконфессиональные вооруженные конфликты с боль­шим количеством жертв, за всю историю человечества и до настоящего времени (в Ольстере, Боснии, Нагорном Карабахе, Таджикистане, Чечне, Афганистане, Иране, Сомали, Алжире, Македонии) распространены по всему миру.

Этносы в настоящее время рассматриваются как коллективы людей, существующие подобно энергетическим системам, противопоставляющие себя всем другим таким же коллективам, исходя из ощущения подсозна­тельной взаимной симпатии (антипатии) особей, определяющего деление на «своих» и «чужих» (Л. Н. Гумилев, 1990). «Ощущения» же эти могут склады­ваться опять же на основе поступающей информации. Таким образом, меж­культурный, межнациональный обмен информацией может иметь огромное значение для сохранения состояния психического, физического и социально-