Феноменология человечества

Все эти явления могут приближать образовавшуюся глобальную по­пуляцию человечества в биологическом, физиологическом, философском плане к такому понятию как живой организм — сложное организованное единство, совокупность физических и духовных свойств, согласованно дей­ствующих подсистем.

Спустя 200 лет после выхода «Феноменологии духа» Г. Гегеля (Н. He­gel, 1807) и 50лет «Феномена человека» П.Тейяр де Шардена (P.Teilhard de Chardin, 1955), развернувшиеся в конце XX — начале XXI вв. инфор­мационная революция, глобализация и наука, а, главное, эволюционное развитие, могут перевернуть представление о феноменах человека и че­ловечества, благодаря объективным количественно-качественным явле­ниям. Развитие феноменологии человечества и учения о ноогенезе могли бы не только сделать более понятными такие явления как идеальное, со­циальное, психическое, но и отвергнуть некоторые идеологии или внести коррективы, например, в мальтузианство и дарвинизм, антропологию и другие учения, известные как в естественнонаучной системе знаний о жи­вых организмах, так и в гуманитарных науках.

Важное прикладное значение феноменологии человечества может за­ключаться в открывающихся возможностях прогнозирования развития информационной сети между людьми и накопления ими информаци­онного наследия, повышения эффективности интеллектуальных систем и использования интеллектуальной энергии популяции, разработки ре­комендаций по завершению формирования и развитию деятельных ор­ганов (гр. organ on — орудие, инструмент) человечества, необходимых и достаточных для эффективных актов рефлексии глобальной популяции на вызовы окружающей природы и космоса, прогнозирования здоровья и продолжительности жизни человеческой популяции.

Дальнейший научный поиск феноменов человечества, классифика­ция и систематизация их в феноменологию в XXI веке способствовали бы открытию новых путей к расширению горизонтов естествознания, фор­мированию и гармонизации науки о человечестве, появлению помимо глобального разума и психики еще и сознания человечества, пониманию самых высоких идей миссии человечества и адекватного реагирования на вызовы современности.


А.Л. Еремин. НООГЕНЕЗ И ТЕОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТА