А.Л. Еремин. НООГЕНЕЗ И ТЕОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

свидетельствовать о верности ранее выбранного подхода — из эволюци-онно-апробированных известных из природы и физиологии человека ин­формационных феноменов определить методом рационально-логического анализа закономерности информационных процессов, характерные для биосистем, для дальнейшей их экстраполяции и адаптации в виде соци­ально-гуманитарной парадигмы в медицине, социологии и других науках и сферах человеческой деятельности.

Борьба и взаимоформирование материализма и идеализма.В XX ве­ке развернулась полномасштабная война двух направлений в философии «идеализма» и «материализма». При этом «наука наук» разделила филосо­фов на два враждующих лагеря сторонников, с одной стороны диалектиче­ского материализма, с другой — субъективного и объективного идеализма. Основным «камнем преткновения» считался вопрос об отношении мыш­ления к бытию. Философы не могли договориться, что первично — мате­рия или сознание. Вопрос, «что-чего определяет» — сознание—материю или наоборот имел длительную, не в одно тысячелетие историю и рассма­тривался практически в каждой религии и вероучении.

Интересным штрихом к общей картине может служить факт заве­щания Альфреда Нобеля, в котором от физики, химии, физиологии вы­делялась отдельная премия, определяемая как «за новое в идеальном направлении».После долгих и продолжающихся споров Нобелевский комитет присуждает ее в области литературы (Приложение 2).

В словарном значении «идеальное» определяется как воображаемое, реально не существующее; идея, сознание, дух; продукт ощущений, пред­ставлений, понятий, отражающих действительность в сознании человека, выражающих его отношение к ней и являющихся основным принципом мировоззрения.

Учитывая это, к сфере идеального можно отнести также ряд появив­шихся в XX веке теорий «внеземного происхождения жизни» (С. Аррениус), «нейронной» (Р. Кахаля, Ч. Шеррингтон), «относительности» (А. Эйнштейн), «условно-рефлекторной» (И. П. Павлов), «земного происхождения жизни» (А.И.Опарин), «освоения космоса» (К.Э.Циолковский), «подсознательного» (З.Фрейд), «коллективного бессознательного» (К.Юнг), «этногенеза» (Л.Гу­милев), «диссипативных структур» (И. Р. Пригожий) и ряда других.

Кроме того, к идеальному можно отнести целый ряд достижений XX века в области информации, как экономической категории, которая со-