Теория интеллекта

ставляет одну из главнейших характеристик «постиндустриальной» эпохи. Оценки «ценности», «стоимости», «цены», «экономики» — тоже можно отнести к информационным процессам, формирующим мнение индиви­дуальное или коллективное (Приложение 2).

К идеальному можно также отнести и ряд миротворческих идей и инициатив XX века, которые несли важную информационную роль при оптимизации процессов межэтнического информационного обмена, муль-тикультурного диалога и взаимопонимания, при предупреждении и разре­шении идеологического противостояния, войн и вооруженных конфликтов, ксенофобии, конфликтности, ненависти, экстремизма, терроризма, вражды во взаимоотношениях «своих—чужих», межнациональных, межконфесси­ональных, межцивилизационных конфронтациях (Приложение 2).

В какой-то степени наблюдалась попытка примирить материализм и идеализм сначала дуализмом (лат. dualis — двойственный) природы Р.Декарта, затем созданием психологии, в свою очередь разделившейся на нейропсихологию, психологию личности и социальную психологию. По упоминанию следует отметить, что гармонизации психологической науки, возможно, способствовало бы развитие психологии ноогенеза раздела науки, изучающего общие законы развития и функционирования психиче­ского отражения объективной действительности развертывающимися в пространстве и во времени интеллектуальными системами.

Возможно, во многом, противостояние в философии материализма и идеализма определялось недостатком знаний в XIX—XX вв. о закономер­ностях развития, строения и функционирования материи носительницы интеллекта и интеллектуальных систем.

Гармония идеального-материального.Очевидно, следует признать, что сначала была эволюционная развертка жизни на Земле с появлением че­ловека. Человек обладал органами чувств, структура которых обеспечивала только определенные функции. Сначала было восприятие информации из внешнего мира в рамках функциональных возможностей физиологии человека. Потом, с помощью антропогенной информации (совокупно­сти условных знаков и символов), человеческое сообщество сформировало такие сферы, как языки и письменности, идеологии, миротворчество и взаимоотношения, финансы и экономику. Таким образом, дилемма «со­знание первично — материя первична» — не корректна. Гармония может заключаться в том, что: