А.Л. Еремин. НООГЕНЕЗ И ТЕОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

только информирует. Важно, чтобы был определенный человек, который не только имеет доступ к информации, но и получает ее в определенное время, акцентирует на ней внимание, воспринимает ее и действует соглас­но ей. Несколько фирм уже применяют концепции «информационной экологии» к организации их собственных систем информационного про­странства. Например, страховая компания в Великобритании использует принципы информационной экологии для того, чтобы более эффективно приспособиться к ее нынешнему окружению, включая потребителей и конкурентов. Аэрокосмическая фирма использует экологический подход в особенности, когда дело касается информационной политики и информа­ционного поведения. Две исследовательские организации концентрируют­ся на увеличении обмена информацией на всех уровнях процесса развития нового продукта (T.H.Davenport, 1995).

Конечно, представленный в данной книге перечень направлений и примеры методов управления информационными потоками для сниже­ния конфликтности, объединения, сохранения информационной экологии человека и человеческих сообществ, может быть дополнен и более тща­тельно систематизирован. Очевидно, этим смогут заняться ученые в рам­ках новой науки — информационной экологии. Для более же широких слоев населения, возможно, назрела необходимость разработки нового мировоззрения, формирования новой ментальности.

В экологическом движении накоплен опыт ряда способов, к которым прибегают люди для сохранения и восстановления системы окружающей среды (P. ReVelle, Ch. ReVelle, 1995). Перечислим эти методы (с нашими примерами) применительно к информационной экологии: группы по­литического действия («Мое содействие «Лиге Мира» в том, что я, через распространение информации, помогаю влиять на лиц разных националь­ностей и действия правительств по мирному объединению людей»); кон-сервационистская этика («Будь верен факту и трактуй его с добрым на­мерением», «Занимай жизнерадостную позицию, думай о хороших людях, распространяй правдивую положительную информацию», «Добродетель присуща человеку»); потребительский бойкот («Чтобы спасти Россию надо выключить телевизор»); изменение образа жизни («Читайте!», «Книги, но не газеты», «Все не прочесть, но надо стремиться прочесть лучшее», «Ин­формация любит систему и порядок»); гражданское неповиновение («Из­учай другие языки, мировые религии, национальные культуры», «Учи и