Экологическое сознание в Новое время.

В формировании экологического сознания в период, именуемый Новым временем (XVII-XIX вв.), основную роль сыграли развивающиеся науки. Важнейшая роль принадлежит картезианству (учению Р.Декарта), ставшему одной из философских основ современной цивилизации. Центральной идеей в нем являлось представление о чело­веке-субъекте и мире-объекте, которым человек имеет право манипули­ровать. Т.о., человек во всех отношениях полностью вы­деляется из мира природы. Картезианство логически завершило все то в эколо­гическом сознании, что было заложено христианством: «Человеческая личность, воспитанная в течение полутора тысяч лет на опыте абсолютной личности, захотела те­перь сама стать абсолютом» (А.Ф.Лосев).

Декарт создал механистическую картину мира, согласно которой растения и животные являются неодухотворенными машинами, а потому любые опыты над ними не отличаются от разборки часов. Картезианство утверждало абсолютную ценность че­ловеческого разума, а посколь­ку внечеловеческая природа ими не обладает, то, соответственно, ее ценность несоизмери­мо ниже. Конечную цель знания картезианство видело в господстве человека над силами природы, в от­крытии и изобретении технических средств, которые позво­ляли бы это господство обрести. Природа не должна существовать и развиваться «про­сто так», она должна служить человеку. Т.о., наука по на­следству впитала в себя религиозное представление о богоизбранности че­ловека, заодно, в ходе своего развития, избавившись от самой идеи бога. Последний шаг в формировании отчужденности от при­роды был сделан: она была лишена всякой самоценности, признана объектом манипуляций во имя науч­ного знания и прогресса. Этот последний шаг в отчуждении от природы был первым шагом к экологическому кризису.

Т. о., в Новое время сформировалось эко­логическое сознание, которое характеризуется полной пси­хологической противопоставленностью человека и мира природы, объектным восприятием природы и доминиро­ванием прагматического взаимодействия с ней.Таковы культурно-исторические истоки доминирующе­го и сейчас антропоцентрического экологического сознания.