Реферат Курсовая Конспект
СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ - раздел Экология, Социальная Экология И Природополь...
|
Место социальной экологии в системе наук ( рис.1) - рассмотреть на семинаре.
Рис.1. Связи социальной экологии с другими науками.
Тема 1: Биологические и ощественные основы социальной экологии.
Тема 3. Эволюция отношений человека со средой и развитие экологического сознания в процессе социогенеза.
Человек (или общество в целом), обладающий экоцентрическим типом экологического сознания, ориентируется на экологическую целесообразность, на восприятие природы как полноправного партнера, на сбалансированность прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.
Среди параметров, по которым можно судить об отношении какого-то конкретного общества (или всего человечества в целом) к природе, важнейшими являются: «включенность-противопоставленность», «субъектность-объектность» и «прагматичность-непрагматичность». «Включенность»обозначает не только проживание человека «на лоне природы», но и степень его психологической погруженности в мир природы; противопоставленность человека природе возникает тогда, когда он отгораживается от природы цивилизацией – миром вещей и идей.«Субъектность» проявляется в том, насколько человек признаёт природу равной себе: если природа это субъект, то она равна человеку, и к ней надо относиться как к равному или даже как к части самого себя (субъектное отношение). Если в понимании человека природа – «объект», то к ней можно относиться как к вещи, т.е. делать с ней все, что угодно по своему усмотрению (объектное отношение).«Прагматичность» в данном контексте означает стремление использовать природу сверх меры, эксплуатировать ее в целях удовлетворения завышенных потребностей человека. «Непрагматичность» – это потребление продуктов природы в разумных целях, лишь для поддержания самых необходимых жизненных потребностей, что не нарушает законы равновесия в естественных системах.
Рассмотрим этапы развития общественного сознания с этой точки зрения (рис.5).
2.2. Экологическое сознание в архаическую эпоху. Архаическая эпоха соответствует первобытно-общинному строю или эпохе охотничье-собирательской культуры. В это время человек был полностью включен в природу: архаическое сознание воспринимало человека как часть природы, т.к. в каждом действии и в каждой зарождающейся мысли, кроме объектов природы, человек не мог отражать ничего иного. Он был психологически включен в мир природы, наделяя душой каждый ее объект. В своем поведении члены рода стремились уподобиться своему «прародителю» - тотемному существу.
Образ жизни ещё не позволял ему встать над природой, игнорировать ее; он был не равен – он был слабее природы. В силу своей слабости перед лицом природы, а также в силу своей включённости в неё, он не мог относиться к природе как эксплуататор. Т.о., по оси «включенность – противопоставленность» можно отметить полную включенность древнего человека в контекст природы; по оси «объектность – субъектность» - субъектное отношение к природе; по оси «прагматичность – непрагматичность» – непрагматичность.
2. 3. Экологическое сознание в античную эпоху (соответствует началу эпохи аграрной культуры).
Начинается этап отчуждения человека от природы, что связано с религиозными представлениями. Для человека эпохи древнейших земледельческих цивилизаций (Шумер, Египет, Китай) были характерны уход от анимизма и тотемизма. Люди все чаще рассматривают животных и растения как автономные, не связанные с ними объекты. В представлениях людей этой эпохи превалируют культы домашних животных и обеспечивающих обильный урожай природных сил (солнце, земля, дождь и др.), возникают мифы о вечном самовозобновлении природы, такие, например, как древнеегипетский миф об Осирисе.
Античное сознание в Древней Греции движется дальше по пути отчуждения от природы: оно создает абстракции общих богов, которые не проживают рядом, но руководят человеческой жизнью с отдаленного Олимпа. Эти боги антропоморфны, т.е. похожи на человека. Таким образом, сознание человека античных времен начинает отделять антропоморфное от всего остального, возвышая первое над вторым.
По оси «включенность – противопоставленность» стала наблюдаться тенденция в сторону противопоставленности; по оси «объектность – субъектность» соблюдалась субъектность, т.к. природа все еще была сильнее (вулканы, наводнения, море – грозные явления). Но идеи Платона развернули сознание от субъектности к объектности. Степень прагматичности ещё не велика, но всё же возросла (добывали строительный материал для храмов и дворцов, драгоценные камни для украшения, шкуры редких зверей).
2.4. Экологическое сознание в эпоху Средневековья(вторая половина эпохи аграрной культуры).
В средневековье христианские взгляды сформировали следующее отношение к природе: человек, подобный богу и наделённый душой, не может быть равным неодушевленным объектам природы; он выше них; он находится над ними в той степени, в какой Бог выше него. Т.о., произошло резкое смещение по оси «объектность – субъектность» в сторону объектного отношения. По оси «включенность – противопоставленность» смещение идет к противопоставленности. Человек все больше выделяется из природы, т.к. все больше создает не свойственных природе, присущих только человеческому обществу материальных ценностей: дома, средства передвижения, сложные орудия труда, предметы искусства и т.д. Прагматическое давление в связи с ростом населения также возрастает, хотя большинство людей живёт в нищете.
Экологическое сознание в Новейшее время (конец Х1Х - начало ХХ1вв).
Социальные истоки возникновения так называемого «нового экологического сознания» связаны с историей развития США. На начальном этапе — это история освоения новых земель на Западе, обилие которых сформировало представление о возможности неограниченного экстенсивного использования ресурсов природы. Но к середине XIX века запас свободных земель исчерпался, что спровоцировало начало «экологического кризиса». Осмысление этого кризиса привело к тому, что во второй половине XIX — начале XX в. в США появилось мировоззренческое течение, получившее название американского инвайронментализма.Приверженцы этого направления провозгласили лозунг: «Максимум природных благ для большего числа людей на более длительный период». Они призывали к необходимости такой реорганизации управленческих структур, которое позволит обеспечить рациональное природопользование и справедливое распределение природных ресурсов. Т.о., прагматизм сменяется «дальним прагматизмом», когда призывают сохранить природу для будущих поколений. Такое экологическое сознание не представляет каких-либо качественных изменений по сравнению с предыдущей эпохой: человек по-прежнему противопоставлен природе, воспринимает ее как объект, во взаимодействии с природой продолжает доминировать прагматизм. Но все же это течение изменило вектор развития экологического сознания.
В России во второй половине XIX в. сложилось философско-религиозное течение, называемое русским космизмом (Н.А. Бердяев, B.C. Соловьев, Н.Ф. Федоров, П. А. Флоренский), которое отражало особое умонастроение в кругах русской интеллигенции. Центральной идеей русского космизма являлось представление о том, что Человек — составная часть Природы, что их не следует противопоставлять, а необходимо рассматривать в единстве, что Человек и все, что его окружает, — это частицы единой Вселенной. Противоречие между Разумом и Природой неизбежно, но Разум ответствен за отыскание путей его разрешения.Русский космизм обосновал необходимость новой моральной основы взаимодействия Человека с Природой, смены принципов развития цивилизации. «Цивилизация эксплуатирующая, а не восстанавливающая, не может иметь иного результата, кроме ускоренного конца», — писал Н.Ф. Федоров в своей «Философии общего дела» в 90-х гг. Х1Х века.
Еще Ф. Бэкон (XVII1в.) обращал внимание на особую роль, которую призвано играть научное знание в развитии взаимоотношений общества и природы. Он считал, что знание законов природы позволит людям удовлетворить свои насущные потребности и интересы. Эти представления были конкретизированы и развиты в получившей в XX в. широкое распространение и научное признание концепции ноосферы. Понятие ноосферы было введено в науку в 1927 г. Э. Леруа, предложившим называть ноосферой оболочку Земли, включающую человеческое общество с его индустрией, языком и прочими атрибутами разумной деятельности. Но главным творцом ноосферной концепции по праву считается русский естествоиспытатель и мыслитель В.И. Вернадский. Он считал, что воздействие человека на окружающую природу растет столь быстро, что скоро наступит то время, когда человек превратится в основную геологическую и, возможно, космическую силу, формирующую облик Земли: биосфера перейдет в свое новое состояние, в сферу разума — ноосферу. Развитие окружающей среды и человеческого общества пойдет неразрывно, начнется их коэволюция (совместная эволюция), в которой невозможно господство интересов одной из сторон. В.И. Вернадский был убежден, что ноосферное человечество найдет путь к восстановлению и сохранению экологического равновесия на планете, разработает и осуществит на практике стратегию бескризисного развития природы и общества. При этом он полагал, что человек вполне способен принять на себя функции управления экологическим развитием планеты в целом.
Одновременно с В.И. Вернадским разработкой проблемы ноосферогенеза занимался видный французский палеонтолог, философ и богослов П. Тейяр де Шарден. Он считал, что первоначально ноосфера формируется как тонкий, обособленный от всех земных оболочек слой мыслящей материи («покров сознания»). По мере проникновения мысли в суть всех процессов, происходящих в земных сферах, ноосфера переходит в свое высшее состояние, перерастая в Дух Земли. Как и Вернадский, Т. де Шарден особо отмечал роль науки в решении этой задачи. Она, по его мнению, должна выступить не только действенным инструментом познания мира, но и стать средством единения, синтеза мысли. Т. де Шарден и его последователи рассматривали не только человека, но и Солнечную систему, и всю Вселенную как структуры, обладающие сознанием, подобным человеческому. В то же время предполагалось, что любой живой или неживой объект на микроуровне может быть подобием Вселенной для каких-то сверхмикросуществ. В наше время эти идеи легли в основу концепции Геи-Земли.
ТЕМА 4. ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ. Проблемы формирования экоцентрического типа Экологического сознания
Экологическая этика - это учение об этических отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как морального партнера, на равноправии и равноценности всего живого, а также на ограничении прав и потребностей человека. Роль экологической этики состоит в том, чтобы разработать, провозгласить и защитить идеи, которые со временем покончат с моральным бесправием природы. В основе экоэтики лежит общественное и личностное отношение к природе. (Первое было рассмотрено нами ранее)
Личностное отношение человека к природе
Табл. 1. Типология личностного (субъективного) отношения к природе
Компонент интенсивности | Объектное отношение | Субъектное отношение | модальность |
1)перцептивно-аффективный | Перцептивный объектно – непрагматический | Перцептивный субъектно-непрагматический | непрагматическое отношение |
2)когнитивный | Когнитивный объектно-непрагматический | Когнитивный субъектно-непрагматический | |
3)практический | Практический объектно-непрагматический | Практический субъектно-непрагматический | |
4)поступочный | Поступочный объектно-непрагматический | Поступочный субъектно-непрагматический | |
5)перцептивно-аффектный | Перцептивный объектно-прагматический | Перцептивный субъектно-прагматический | прагматическое отношение |
6)когнитивный | Когнитивный объектно-прагматический | Когнитивный субъектно-прагматический | |
7)практический | Практический объектно-прагматический | Практический субъектно-прагматический | |
8)поступочный | Поступочный объектно-прагматический | Поступочный субъектно-прагматический |
Более общую характеристику отношений между человеком и природой даёт А.А. Скворцов, отмечая четыре типа отношений. Первый тип ¾ безнравственное, жестокое отношение; оно встречается достаточно редко (поджог леса ради забавы, убийство животных и вырубка леса с целью демонстрации своей силы и т.д.).
Второй тип ¾ отношение утилитарное, самое распространенное в настоящее время, для которого характерно усматривать в природе только ресурсы, необходимые для поддержания благополучия. Третий тип ¾ отношение теоретическое, научное, противостоящее сугубо утилитарному: настоящему ученому нет дела до того, какую выгоду ему принесет познание, его задача ¾ искать объективные законы природы, незыблемые основания, на которых покоится все мироздание. Четвертый тип ¾ отношение эстетическое.Однако Скворцов считает первый и второй типы отношений недопустимыми, а третий и четвертый ¾ недостаточными.
В последние годы во многих развитых странах произошла экологизация сознания, изменились ценностные ориентации; была создана такая система ценностей, в которой Природа получила статус самостоятельной ценности в силу ее уникальности, единственности и неповторимости.
И Экологический кризис
Как уже было отмечено, на современном этапе развития человеческого общества в результате научно-технической революции была создана обширная сеть производств – техносфера. Обмен веществ и энергии в ней существенно отличается от такового в биосфере. В экосистемах продукты метаболизма одних существ (т.е. отходы) используются в качестве источника питания (т.е. сырья) для других. Т.о., движение вещества в биосфере носит замкнутый (циклический) характер. В техносфере движение вещества носит линейный характер: ввод сырья, получение изделия и выброс практически не утилизируемых отходов. Это противоречие, а также некоторые другие факторы (такие, как «демографический взрыв»), порождают 4 наиболее острые проблемы, стоящие сейчас перед человечеством. Эти проблемы в той или иной степени проявляются практически во всех странах мира, т.е. носят глобальный характер.Именно они создали ситуацию, именуемую глобальным экологическим кризисом.
Классификация и современное состояние природных ресурсов.
Окружающая среда предоставляет человеку ресурсы для его жизнеобеспечения и производственной деятельности. На рис. 1 отражена классификация ресурсов по их исчерпаемости.
Богатства недр не могут быть восстановлены в силу необратимости геологической истории Земли. Исключение составляют немногие горные породы, которые образуются и в современную эпоху, например, каменная соль, мирабилит, известняки. Но и они образуются гораздо медленнее, чем происходит их добыча человеком. Почвы, хотя и относят к возобновимым ресурсам, после физического уничтожения практически не восстанавливаются. Атмосфера, хотя и восстанавливается благодаря деятельности растений, но постепенно меняет свой состав; быстрое изменение состава может неблагоприятно отразиться на жизни всей биосферы. Т.о., приведенная классификация достаточно относительна.
По правовому положению мировые природные ресурсы делят на 2 категории: международные и национальные. К первым относят: ресурсы открытого моря (в отличие от прибрежных вод, которые являются национальными), антарктическая часть материка в зоне действия договора об Антарктиде (от 1959 г.), атмосферный воздух и космическое пространство. Мигрирующие животные и водные ресурсы пограничных рек являются совместным достоянием нескольких государств.
Тема 8: Рациональное использование ресурсов атмосферы и её Охрана.
Атмосфера – воздушная оболочка Земли – окружает планету слоем 1500-2000 км, но основная масса газов сосредоточена в пятикилометровом приземном слое. Наличие атмосферы – одно из необходимых условий существования жизни на Земле. Она пропускает солнечные лучи, сохраняет тепло, создает ветер и другие климатические факторы. Она источник газов для газообмена живых существ.
Сухой незагрязненный воздух содержит около 78% азота, 21% кислорода, 1% инертных газов и 0,03 углекислого газа. Наиболее важно для живых организмов соотношение кислорода и углекислого газа. Понижение количества кислорода на десятые доли процента или повышение углекислого газа даже на сотые доли процента отражается на самочувствии людей а также на общем состоянии биосферы. Углекислый газ создает тепловой экран планеты, поэтому при повышении его концентрации тепло задерживается в приземных слоях, что приводит к так называемому парниковому эффекту. При этом начинается таяние ледников, повышение уровня мирового океана и, одновременно, иссушению внутриконтинентальных участков, т.е. к глобальному изменению климата. В последние 20 лет проводится регулярный контроль количества СО2 во всех регионах мира.
Запас кислорода повышается за счет деятельности фитосферы, вырабатывающей около 240 млрд тонн кислорода в год. Большинство исследователей считают, что этого вполне достаточно для покрытия расходов на дыхание, гниение и сжигание топлива в биосфере, т.е. кислородное голодание нам не грозит.
Под действием ультрафиолетовых лучей кислород превращается в озон, который накапливается в высоких слоях атмосферы, создавая озоновый экран,который поглощает большую часть космической радиации. При уменьшении озонового экрана жесткая радиация воздействует на организмы, вызывая мутации и раковые опухоли. Озон под действием некоторых катализаторов способен снова превращаться в кислород. Такими катализаторами являются двуокись азота, образующаяся при сжигании многих видов топлива, и различные фреоны, используемые в холодильных установках, ракетных двигателях и флаконах с аэрозолями. В 70-х годах ежегодно выбрасывалось более 0,5 млн. тонн фреонов в год. Сейчас эта цифра повысилась в десятки раз, поэтому проблема уменьшения озонового экрана вызывает большую тревогу, особенно в таких странах, как Австралия и Япония. Положение усугубляется природными колебаниями мощности озонового слоя, что провоцирует появление так называемых «озоновых дыр». Выбросы промышленности крупных городов содержат достаточное количество веществ-катализаторов, что способствует формированию над каждым промышленным центром «персональной» озоновой дыры.
Основными источниками загрязнения атмосферы служат также промышленные выбросы и продукты сжигания топлива и отходов (свалок), создающие при определенных погодных условиях смог –взвесь газов и твердых частиц во влажной атмосфере. В такой взвеси окислы азота способны стимулировать появление фотохимического смога. Солнечная радиация разбивает молекулы окислов азота с образованием агрессивных радикалов, которые провоцируют прохождение самых различных химических реакций непосредственно в приземном слое атмосферы. При этом образуются химические вещества, отравляющие организмы животных и людей.
Среди обычных загрязнителей атмосферы – окись углерода и сернистый газ. Окись углерода (угарный газ) – в небольших количествах содержится в атмосфере в свободном состоянии, но выбросы промышленности и выхлопные газы автомобилей повышают его концентрацию во много раз. Это опасно для человека и животных, т.к., соединяясь с гемоглобином крови, угарный блокирует гемоглобин, не позволяя переносить к тканям кислород. Это вызывает кислородное голодание и возможность гибели организма. Сернистый газ (SO2) –образуется при сгорании угля и серосодержащих разновидностей нефти. Во влажной атмосфере он образует с капельками воды сернистую кислоту, а при окислении до SO3 – серную кислоту, которая разъедает ткани растений, легкие животных и людей, бетон и камень построек, металлоконструкции. «Кислотные дожди» стали бичом крупных индустриальных центров.
Основные пути устранения загрязнения атмосферы.
1. Разработка технологий, исключающих выбросы (замкнутый цикл).
2. Создание эффективных способов очистки газов.
3. Научно-обоснованное размещение предприятий как в пределах промышленного центра, так и на территории всей страны.
4. Создание санитарно-защитных зон вокруг городов. При этом рекомендуется для озеленения использовать породы деревьев и кустарников, способные поглощать вредные выбросы; так сернистый газ хорошо поглощается тополем, липой, кленом, каштаном; фенолы – сиренью, бузиной, шелковицей.
Тема 9: Рациональное использование и охрана морских и пресных вод
– Конец работы –
Используемые теги: Социальная, Экология, родопользование0.058
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов