ЗНАЧЕНИЕ И ЗВУЧАНИЕ

 

Попробуем проанализировать отношения между звучаниями и значениями слов на простом и наглядном материале, а именно на словах, называющих какое-либо звучание или звучащий предмет: рык, шорох, писк, барабан, свирель и т.п. Ясно, что звуковая форма таких слов непременно должна соответствовать характеру называемого звучания.

Давайте посмотрим. Вот характеристики звучания слов, сданные компьютером по существенным для данных слов шкалам.

 

Аккорд – красивый, яркий, громкий.

Барабан – большой, грубый, активный, сильный, громкий.

Бас – мужественный, сильный, громкий.

Ботало – громкий, подвижный.

Бубен – яркий, громкий.

Взрыв – большой, грубый, сильный, громкий.

Вой – громкий.

Вопль – сильный.

Гвалт – большой, грубый, сильный, громкий.

Гонг – сильный, быстрый, яркий.

Гром – грубый, сильный, злой.

Грохот – грубый, сильный, шероховатый, страшный.

Гудок – громкий.

Гул – большой, грубый, сильный, громкий.

Звон – громкий.

Лепет – хороший, маленький, нежный, слабый, тихий.

Набат – сильный, громкий.

Окрик – громкий.

Писк – маленький, слабый, тихий.

Рев – громкий.

Рокот – большой, грубый, активный, сильный, тяжелый, страшный, громкий.

Рык – грубый, сильный, страшный.

Свирель – светлый.

Скрежет – шероховатый.

Тишь – тихий.

Трель – хороший, радостный.

Треск – шероховатый, угловатый.

Фырчание – плохой, шероховатый, устрашающий, злой.

Храп – плохой, шероховатый.

Хрип – плохой, шероховатый, страшный, тихий.

Шелест – шероховатый, тихий.

Шепот – тихий.

Шептун – плохой, низменный, тихий.

Шипение – шероховатый, тихий.

Шорох – шероховатый, тихий.

Шуршание – шероховатый, тихий.

Эхо – громкий.

 

Да, все так, как и должно было быть: и рев – «громкий», и тишь – «тихий». И во всех остальных случаях результаты весьма показательны. Не правда ли, когда читаешь признаки, полученные для этих слов, невольно создается иллюзия, что это признаки значений, а не звучаний? Настолько точно, настолько явно их звучания соответствуют значениям! Звуковая форма здесь, конечно, небезразлична к содержанию, не произвольна, напротив, она своим звучанием подчеркивает, поддерживает, буквально выражает содержание.

Интересно, что соответствия звучания и значения обнаруживаются не только по линии «звуковых» признаков типа «громкий – тихий», но и по другим признакам, которые описывают звучание образно. Например, звуковой комплекс треск получил характеристики «шероховатый» и «угловатый». И хотя звук не может иметь осязательных или линейных признаков, тем не менее согласитесь, что сухой, резкий, прерывистый треск не назовешь гладким, плавным, округлым, это действительно какой-то шершавый, ломаный звук. Или звучание слова свирель. Оно получило единственную характеристику – «светлый». И хотя это не «звуковой», а «зрительный» признак, все же звучание свирели действительно представляется нам светлым.

Итак, фонетическая мотивированность явно существует и вместе со смысловой и морфологической мотивированностью обеспечивает тесную взаимосвязь между содержанием и формой слова.

Правда, «звуковые» слова – это лишь небольшая и специфическая группа лексики. Собственно говоря, неудивительно, что на таком материале получены хорошие результаты. Так и должно было быть. А вот как поведут себя обычные слова? Обнаружится ли у них стремление звуковой формы и содержания к взаимосоответствию? Вот главный вопрос всей книжки и всей теории фонетической содержательности.

С чего начать анализ лексики этого типа? Видимо, с таких слов, которым фонетическая мотивированность нужнее всего. Обратим внимание на слова, вызывающие и обозначающие различные чувства. Таким словам необходима выразительность, яркость звучания, подчеркивающая, усиливающая и «чувственное», экспрессивное содержание. Рассмотрим некоторые характеристики звучания, выданные компьютером для такой лексики.

 

Ажиотаж – большой, громкий.

Ахинея – плохой, отталкивающий.

Балдеж – грубый.

Барыга – грубый, темный.

Военщина – страшный.

Мелюзга – маленький.

Восторг – сильный, величественный, яркий.

Грымза – грубый.

Дрын – большой, грубый, сильный.

Дылда – большой, грубый, медлительный.

Егоза – активный, сильный, красивый.

Жадина – отталкивающий.

Жлоб – большой, грубый, отталкивающий.

Жратва – грубый.

Жуть – плохой, темный, страшный.

Забулдыга – грубый, страшный.

Карга – грубый, страшный, угловатый.

Кошмар – темный, страшный.

Кощей – страшный, угловатый.

Крах – страшный.

Ласка – хороший, гладкий.

Любовь – хороший, нежный, светлый.

Милашка – нежный, женственный.

Нега – гладкий, безопасный.

Нецензурщина – низменный.

Нытик – плохой, печальный.

Обуза – большой.

Очарование – хороший, сильный, красивый.

Пакость – темный, тусклый, печальный.

Печаль – тусклый, печальный, тихий.

Пигалица – маленький, слабый.

Подонок – грубый.

Похабщина – темный, страшный, низменный.

Прохиндей – плохой, отталкивающий, низменный.

Разбой – грубый, активный, страшный, громкий.

Ругань – грубый, громкий.

Смущение – тихий.

Спесь – низменный.

Страшилище – страшный.

Тихоня – слабый, тихий.

Увалень – большой, округлый, медлительный.

Удаль – мужественный, красивый.

Ужас – темный, страшный.

Фанатик – плохой.

Фигляр – плохой, низменный.

Фитюлька – плохой, маленький.

Хам – плохой, грубый, темный, отталкивающий.

Харя – плохой, отталкивающий.

Хиляк – плохой, слабый, хилый, медлительный.

Хлюпик – слабый, медлительный.

Хрыч – плохой, грубый, отталкивающий, злой.

Цаца – плохой.

Чистюля – хороший, светлый.

Чудовище – страшный.

Чушь – низменный.

Шантрапа – плохой, грубый, темный, отталкивающий, низменный.

Щелкопер – низменный.

Экстаз – сильный, яркий.

Юмор – светлый, легкий, безопасный, радостный, добрый.

 

Как по-вашему, соответствуют ли эти характеристики признаковым значениям слов? Едва ли кто-нибудь ответит отрицательно. Звучание и значение во всех приведенных словах, несомненно, находятся во взаимном соответствии. Вот почему эти слова так выразительны и жизнеспособны. Они эмоционально окрашены и широко употребляются в речи, особенно разговорной, а также в художественных произведениях.

Интересно, что у слов такого типа гармония звучания и значения проявляется наиболее ярко по нескольким основным для признакового значения характеристикам, остальные признаки как бы игнорируются фонетической формой. Это происходит, очевидно, потому, что в признаковом значении таких слов очень сильно подчеркнута одна какая-либо сторона, один аспект. Например, хиляк или хлюпик – слабый, пассивный человек, но эти признаки так выделены в значении, что становятся буквально понятийными, и звучание слова всячески подчеркивает именно эти признаки, все другие характеристики отступают, они не важны. Иначе говоря, и звучание, и значение в этих случаях узко направлены, но ярки. Звучание создает мощную поддержку признакового значения, еще более усиливая его. Отсюда можно сделать вывод, что между степенью выразительности слова и степенью соответствия его звучания и значения существует прямая связь.

Продолжим поиск соответствий звучания и значения, обратившись теперь к словам, которым, казалось бы, нет необходимости иметь яркую и выразительную звуковую форму. Возьмем, скажем, названия растений, птиц, животных, явлений природы и т.п. Слова самые обычные. Мы их постоянно слышим и произносим и едва ли замечаем что-то особенное в их звучании.

Но послушайте, как твердо звучат слова дуб, бук, граб и как мягко – ива, липа. Баобаб звучит мощно, тяжело, мимоза – нежно, невесомо. Слово бамбук – крепкое и звонкое, а тюльпан – изысканное и красивое. И даже представить себе нельзя, чтобы было наоборот: могучее дерево назвали бы словом лилия, а нежный цветок – словом баобаб.

Или это все наши субъективные суждения? Фантазии, порожденные образами растений? Посмотрим на «машинные» характеристики звуковой формы таких слов.

 

Ананас – хороший.

Апельсин – хороший, маленький, светлый.

Арбуз – большой, гладкий.

Астра – яркий, могучий.

Баобаб – большой, величественный, могучий.

Береза – светлый, яркий.

Василек – светлый.

Гвоздика – яркий.

Дуб – большой, сильный, красивый, могучий.

Дубрава – большой, красивый, величественный.

Ель – красивый.

Ива – нежный, женственный, светлый, красивый.

Мимоза – нежный, женственный.

Калина – красивый.

Лаванда – хороший, красивый.

Лавр – красивый, величественный.

Лен – нежный, красивый, яркий.

Лилия – нежный, женственный, светлый, красивый.

Лопух – грубый, темный.

Лотос – красивый, гладкий, величественный.

Лютик – светлый, красивый, гладкий.

Малина – хороший.

Маслина – гладкий, округлый.

Миндаль – маленький, нежный.

Мята – нежный, гладкий.

Нива – хороший, безопасный, добрый.

Плющ – красивый.

Репей – маленький, шероховатый.

Рябина – яркий.

Семечко – маленький.

Сирень – нежный, светлый.

Тюльпан – нежный, красивый.

Хворост – шероховатый.

Чаща – темный, страшный.

Эвкалипт – большой, красивый, величественный.

Эдельвейс – светлый, красивый.

Яблоко – хороший, красивый, гладкий, округлый.

 

Не обманули нас наши впечатления. Все так и есть – звучания слов гармонично слиты с их значениями, что придает словам жизненную силу, обеспечивает широкое их употребление в прямом и в переносном значениях. Почему дуб – символ мощи, силы, мужественности, а ива или рябина – нежности и женственности? Конечно, в первую очередь потому, что дуб – мощное и могучее дерево, а ива – гибкое и трепетное, рябина – тонкое и красивое. Но и звучание, поддерживая именно эти характеристики, тоже помогает «одушевлению».

Или возьмите слово лилия. Оно стало женским именем не только благодаря красоте цветка, но, несомненно, благодаря красоте и женственности звучания. А вот из слова лопух, имя никак не получится – звучит плохо. Зато в переносном значении грубость звучания используется точно: «Эх ты, лопух» – характеристика отнюдь нелестная, хотя в самом-то растении что же плохого?

Слова растительного мира не исключение. Вся окружающая человека природа давно отлилась, отпечаталась в словах, обкатанных, отшлифованных языком и временем.

Звучание слова весна получает очень подходящую к значению характеристику «нежный», а вулкан – «большой», «сильный», «величественный», «громкий» – опять-таки в полном соответствии со значением. Еще несколько примеров.

 

Буря – активный, сильный.

Валун – большой, гладкий.

Водопад – активный, величественный, громкий.

Волна – активный, гладкий.

Гора – большой.

Гроза – активный, сильный, яркий, громкий, злой.

День – светлый.

Заря – светлый, яркий.

Засуха – страшный.

Звезда – яркий.

Лето – хороший, светлый, радостный.

Луна – округлый.

Море – большой, могучий.

Мороз – сильный.

Небосвод – красивый, величественный, яркий.

Облако – большой, округлый.

Огонь – светлый, яркий.

Осень – красивый, яркий.

Остров – округлый.

Пещера – тусклый, тихий.

Потемки – тусклый.

Пустыня – плохой, большой, округлый, печальный.

Пыль – плохой, тусклый.

Река – сильный, быстрый, подвижный.

Родник – активный, подвижный.

Росинка – яркий.

Ручей – активный, быстрый, громкий, подвижный.

Свет – светлый.

Стужа – страшный.

Сумерки – тусклый.

Туча – темный, страшный.

Тьма – темный.

Ураган – сильный, страшный.

Урочище – темный, страшный.

Холод – плохой.

Шквал – плохой, темный.

Штиль – тихий.

Шторм – страшный, могучий.

 

Поражает точная организация звуковой формы названий многих зверей, птиц и других существ. Послушайте, как «рычит» слово барс или рысь. И признаки звуковой формы соответствующие:

барс – «грубый», «сильный», «быстрый»;

рысь – «темный», «сильный», «страшный».

 

Но сравните: лань, олень. Чувствуете контраст; в звучании? Компьютер подтверждает наши впечатления, выдавая для этих слов совсем иные характеристики: «хороший», «быстрый»; «красивый», «гладкий».

Другие примеры:

 

Аист – хороший, большой, светлый, красивый, легкий.

Акула – большой, гладкий, округлый, могучий.

Альбатрос – большой, активный, сильный, красивый, величественный.

Антилопа – красивый.

Бекас – быстрый, легкий, подвижный.

Буйвол – большой, сильный, могучий.

Бык – большой, грубый, сильный, страшный, могучий.

Волк – активный, сильный.

Воробей – быстрый, подвижный.

Вьюн – гладкий.

Галка – активный, громкий.

Горилла – сильный.

Грач – активный, громкий.

Зубр – большой, могучий.

Иволга – красивый, легкий, яркий.

Кабан – грубый, активный, быстрый.

Каракатица – быстрый, угловатый, тихий.

Касатка – быстрый, подвижный.

Кашалот – могучий.

Килька – маленький, слабый, быстрый.

Клещ – страшный, низменный, тихий.

Кобра – активный, сильный, быстрый, страшный.

Краб – быстрый, угловатый.

Крыса – отталкивающий, страшный, тусклый.

Лебедь – хороший, нежный, женственный, светлый.

Лиса – красивый, гладкий, яркий.

Медуза – нежный, гладкий, медлительный.

Морж – большой, сильный.

Налим – гладкий, округлый.

Носорог – большой, грубый, активный, могучий.

Паук – темный, страшный, тусклый, тихий.

Пескарь – маленький, слабый, тихий, подвижный.

Птица – маленький, быстрый.

Рак – шероховатый, страшный, угловатый.

Светлячок – светлый.

Синица – маленький, легкий.

Снегирь – маленький, яркий.

Спрут – страшный.

Сыч – плохой, темный, страшный.

Улитка – медленный, гладкий.

Удав – большой, сильный, медленный, гладкий, могучий.

Филин – плохой, темный.

Хорек – плохой.

Чайка – быстрый, подвижный.

Шакал – плохой, отталкивающий, низменный.

Шершень – шероховатый, страшный.

Щука – страшный, злой.

Ягуар – активный, сильный, красивый.

Як – большой, сильный.

 

Слова, запечатлевшие мир природы, обладают конкретным значением с четким признаковым аспектом. Поэтому так легко сопоставлять их форму с содержанием.

Да и другие слова, слова с конкретным значением с такой точки зрения – благодатный материал. Получив «машинные» характеристики их звуковой формы, мы без затруднений обнаруживаем соответствие этих характеристик значениям слов.

 

Алмаз – красивый, гладкий, яркий.

Алтарь – хороший, величественный.

Арена – красивый, яркий, округлый.

Атаман – мужественный, активный, величественный, громкий.

Атлант – большой, могучий.

Базар – большой, громкий.

Балерина – быстрый, красивый, яркий.

Башня – большой.

Бег – быстрый, легкий.

Бирюза – светлый, яркий.

Бисер – маленький, легкий, яркий.

Блеск – яркий.

Богатырь – большой, мужественный, могучий.

Бой – мужественный, сильный, быстрый, громкий.

Ворох – большой.

Галоп – подвижный.

Гвардеец – мужественный.

Гирлянда – яркий.

Глыба – большой.

Гонка – активный, подвижный.

Дефект – плохой.

Дым – темный, медленный.

Дюйм – маленький.

Езда – активный.

Жало – страшный, злой.

Жернов – большой, шероховатый, тяжелый.

Зараза – страшный, злой.

Золото – светлый, величественный.

Иллюминация – светлый, красивый.

Капкан – грубый, быстрый.

Каторга – грубый, страшный.

Келья – маленький, тусклый, тихий.

Кирпич – угловатый.

Кисея – нежный.

Кнут – страшный.

Кувалда – большой, могучий.

Ладья – красивый, гладкий, округлый.

Лак – гладкий, яркий.

Лира – нежный, женственный, красивый.

Лысина – большой, гладкий.

Люлька – маленький, нежный, легкий, безопасный.

Миг – маленький.

Молот – большой, могучий.

Мяч – округлый.

Наждак – грубый.

Наряд – красивый, яркий.

Невеста – нежный, светлый, красивый.

Нищий – пассивный, тихий, хилый.

Обруч – округлый.

Обряд – красивый.

Ожерелье – светлый, яркий.

Ожог – страшный.

Орден – красивый, величественный, яркий.

Отрыжка – грубый, отталкивающий, громкий.

Очаг – яркий.

Пепел – тусклый, печальный, тихий.

Пилюля – маленький, округлый.

Плаха – страшный.

Погост – тихий.

Погромщик – темный, страшный, низменный.

Пожар – страшный.

Похороны – темный, печальный.

Приют – безопасный.

Прыщ – плохой, отталкивающий, шероховатый.

Пытка – плохой, грубый, отталкивающий, страшный.

Ракета – быстрый.

Рубин – яркий.

Салют – красивый, яркий, радостный.

Скука – тусклый, печальный.

Собор – большой, величественный.

Табор – большой, активный, подвижный.

Талия – красивый, гладкий, округлый.

Таран – большой, активный, могучий.

Трюмо – хороший, женственный, красивый.

Тюбик – маленький, округлый.

Удар – сильный, страшный.

Хворь – плохой, отталкивающий, страшный, печальный, тихий.

Хижина – плохой, темный.

Хитрец – низменный.

Холера – плохой, страшный.

Холст – грубый, шероховатый.

Хулиган – плохой, грубый, низменный.

Царапина – маленький, шероховатый.

Частица – маленький.

Шероховатость – шероховатый.

Шкурник – плохой, низменный.

Щетина – шероховатый.

Эмаль – красивый, гладкий.

Юбка – женственный.

Юла – округлый.

Янтарь – светлый, красивый, гладкий, яркий.

Ярмарка – большой, активный, красивый, яркий, радостный, громкий.

 

Но не только слова с конкретным значением подвластны действию фонетической мотивированности. Если признаковое значение проявляется достаточно четко в словах с абстрактным значением, то звучание таких слов также дает в общем соответствующие характеристики. Так, для звучания слова добро получен признак «добрый», а для слова зло – «злой». Ясно, что этого достаточно, чтобы говорить о соответствии значения и звучания, независимо от того, какие оценки получат эти слова по другим шкалам. Гармонирует звучание и значение и в других абстрактных словах.

 

Благо – хороший, величественный.

Борьба – мужественный, активный, сильный.

Веселье – светлый, красивый, легкий, безопасный.

Гибель – плохой.

Гордость – мужественный, сильный.

Грубость – грубый.

Дело – активный.

Диво – яркий.

Доблесть – хороший, активный, сильный, красивый, величественный, яркий.

Добро – хороший, сильный, красивый, величественный, яркий, радостный.

Доверие – хороший.

Достоинство – хороший, большой, величественный.

Ехидство – плохой, отталкивающий, низменный.

Жадность – отталкивающий.

Жестокость – грубый, отталкивающий, страшный, злой.

Здоровье – активный, сильный.

Зло – злой.

Идеал – хороший, светлый, красивый, яркий, добрый.

Изобилие – хороший, радостный.

Изящество – нежный.

Истина – хороший, светлый.

Кара – страшный.

Коварство – активный, сильный, страшный.

Корысть – плохой, отталкивающий.

Кощунство – темный, страшный, низменный.

Лад – хороший, красивый, гладкий.

Милость – нежный, безопасный, добрый.

Мужество – мужественный.

Немощь – пассивный, медленный, тихий, хилый.

Освободитель – хороший, светлый, красивый, яркий.

Отвага – хороший, большой, мужественный, активный, сильный, величественный, яркий, могучий.

Позор – страшный.

Равноправие – величественный, яркий.

Разум – активный, сильный, величественный, могучий.

Раскаяние – хороший.

Свобода – активный, сильный, величественный, яркий.

Святость – светлый.

Созидание – светлый, яркий.

Стыд – плохой, сильный, печальный.

Тщеславие – низменный.

Умиление – нежный, красивый, добрый.

Уныние – печальный.

Холопство – плохой, отталкивающий, низменный.

Цинизм – низменный.

Юность – хороший, нежный, светлый, красивый, яркий, радостный, печальный, добрый, подвижный.

 

Вы, наверное, заметили, что соответствия звучания и значения до сих пор демонстрировались в основном на словах, давно бытующих в языке. И это не случайно. Язык, как система самонастраивающаяся, веками сравнивает варианты, отбирает из них лучшие и постоянно шлифует отобранные слова, обеспечивая им наилучшие условия функционирования. Отбор и шлифовка идут по разным направлениям, но в том числе, конечно, и по линии гармонии звучания и значения. Поэтому и немудрено, что слова-старожилы дают наиболее яркие результаты.

Однако действие фонетической мотивированности распространяется и на слова, недавно вошедшие в язык, но хорошо в нем закрепившиеся.

 

Агрегат – большой, активный, сильный, подвижный.

Бижутерия – яркий.

Бульдозер – активный, сильный, громкий.

Гангстер – грубый, сильный.

Геноцид – плохой, низменный.

Гестапо – плохой, низменный.

Джаз – активный, громкий.

Картинг – быстрый, подвижный.

Каскадер – активный, быстрый, подвижный.

Ковбой – мужественный, активный, сильный, быстрый.

Компьютер – хороший, маленький, красивый, округлый, подвижный.

Лазер – светлый, яркий.

Парашют – легкий, безопасный, округлый.

Ралли – мужественный, активный, громкий.

Реактор – активный, сильный.

Регби – активный, быстрый, подвижный.

Репродуктор – громкий.

Робот – грубый, активный, сильный, быстрый, страшный, величественный, могучий, подвижный.

Самбо – мужественный, могучий.

Стюардесса – женственный.

Трактор – большой, грубый, сильный, подвижный.

Фарцовка – плохой, отталкивающий.

Хунта – плохой, грубый, отталкивающий, страшный, низменный.

Цейтнот – быстрый.

Электричество – яркий.

 

Среди этих примеров есть один довольно редкий. Слово робот получило одновременно и положительные («активный, величественный»), и отрицательные («грубый, страшный») характеристики. Что это, случайность? Может быть. А может быть, удивительное соответствие звучания слова нашему двойственному отношению к «механическому человеку»?