ПРИНЦИП КРЕАТИВНОСТИ И ПРОЗРАЧНОСТИ ПРОЕКТИРОВЩИКА

 

Необычайно изменившийся и усложнившийся мир XX века заставил осознать совершенно иные связи человека с реальностью. Если раньше в творческих профессиях одинаковые в своей основе особенности восприятия человека вели к созданию единой предметно-пространственной концепции мира, то для XX века естественным и неизбежным стало усиление субъективности и возникновение «сугубо личных концепций реальности» (Б. Соловьева).

В настоящее время потребность «объективации» общих идей – «абстракций» – изобразительного воплощения мыслей, понятий, представлений, переживаний коррелирует с потребностью «в массовых и мобильных формах искусства утилитарного назначения». Именно создание массовых форм искусства утилитарного назначения требует при подготовке мастеров «прозрачности» как особого душевного состояния.

Основой создания новых форм является отвлечение от конкретных, непосредственно воспринимаемых особенностей реальных объектов и деформация, пересоздание их художником, ради воплощения своей концепции мира. В то же время искусство утилитарного назначения требует от мифодизайнера заранее прогнозируемой, моделируемой читаемости его произведений массовым потребителем. Перед мифодизайнером возникает проблема осознания своих психологических особенностей, которые объективно проявляются в его творчестве и влияют на «читаемость» его произведений массовым потребителем.

Мифодизайнер создает свою Научно-художественную модель, сочетая рациональные и творческие начала. Вопросы творческих состояний, озарений – один из центральных вопросов культуры. Во все времена творчество было таинственным, неуправляемым процессом. Перед мифодизайнером стоит очень сложная задача: сообщения коммуникативно-предметного поля должны удовлетворять назначение заказчика коммуникации, соответствовать социальной функции средств массовой коммуникации в обществе – обеспечивать его устойчивость. Удовлетворяющее этим требованиям сообщение будет названо талантливым, и будет обладать высоким коммуникативным качеством. Конечно, прежде всего, мифодизайнер должен обладать профессиональными навыками, мастерством.

Если обратиться к традиции, то в родовом сообществе существовала такая же структурная позиция посредника между силами природы, Властью и Членами родового сообщества. Это был Шаман. В культурологии отмечают, что «Становление отмеченных лиц вероятно позволяет говорить о совпадении интересов индивида[77][2] и общества[78][3]» (Л. Сагадаев).

Шаман получал доступ к креативным состояниям[79][4] посредством ряда процедур коммуникации. Первая – второе рождение, а потом – специальная традиционная последовательность действий, вводящих его в трансовое состояние. Второе рождение связывалось с символической смертью. В обряде посвящения это были: закатывания в войлок, удушение до потери сознания, подвешивание за ноги к березе, обливания холодной водой и избиение ветвями.

Мы не призываем проделывать то же самое с современными мифодизайнерами. К настоящему моменту психологами накоплен достаточный практический опыт по искусственному вызыванию и поддержанию «креативности».

В мифодизайне, в цепочке принятия проектных решений учитывается наличие «черного ящика» – подсознания мифодизайнера и, предлагается методически организовывать процедуру творческой коммуникации с ним. Оснащение дизайнера духовными инструментами «креативности» и «прозрачности» могут провести практические психологи. Практическая психология – это достаточно новое направление в психологической науке. В отечественной психологии этого направления еще 5 лет назад не существовало (Г. Абрамова). В целом, появление практической психологии можно связать с формированием социального заказа на обоснованное воздействие на человека и группы людей.

Предметом изучения практической психологии является индивидуальность, неповторимость человека и конкретных обстоятельств его жизни. Таким образом, информация о человеке, которую получает и использует практический психолог, это конкретные знания о конкретном человеке, полученные на основе обобщенной научной теории (там же).

Воздействие на группы людей или на отдельного человека оказывается на основании теоретического представления о норме осуществления действий, о норме протекания познавательных процессов, о норме целеполагания в том или ином конкретном возрастном периоде.

Практический психолог пользуется психодиагностической информацией для сопоставления ее с теоретическими данными и составляет программу коррекционной работы с конкретным человеком или группой людей. То есть создание «креативности» и «прозрачности» у дизайнера будет вестись практическим психологом по схеме:

а) что есть?

б) что должно быть?

в) что надо сделать, чтобы стало должное?

г) психотехнологическое воздействие;

д) проверка полученных состояний и их коррекция.

В практической работе психолога с дизайнерами и, вообще, с людьми творческих профессий есть особенность: часто двигателем для творческого самовыражения личности являются внутренние психологические проблемы человека. И если, например, в терапии творчеством цель – «помочь пациенту активно выразить себя в общественной жизни» (М. Бурно) и по возможности устранить психологические проблемы личности, то при коррекционной работе с дизайнерами[80][5] цель иная – развить саморефлексию, не изменяя Я-функции человека, помочь осознать – интерпретировать собственные переживания, пробудить творческие силы, спонтанность, оригинальность, дать дизайнеру «доступ» к специфическим «рабочим состояниям», эффективному взаимодействию с собственным подсознанием.

Рассматривая вопросы картины мира человека и ее влияния на его восприятие в главе 1 мы показали, что в картине мира человека:

 

«переживания истолковываются еще до того, как они восприняты, и истолкование это всегда согласуется с тем первоначальным значением, которое было придано жизни». (В. Сидоренко)

 

«Прозрачность» должна дать мифодизайнеру умение преодолевать «диктатуру» своей картины мира.

В связи с этим мы хотим подчеркнуть, что «креативность» и «прозрачность» оказывают прямое влияние на коммуникативное качество продукта творчества мифодизайнера[81][6].

Ниже мы иллюстрируем действие состояний «креативности» и «прозрачности» мифодизайнера. Некоторое время тому назад автор разрабатывал рекламный буклет для рекламного агентства «WEINERT & PARTNER». Работа проводилась в Германии в обстановке дефицита времени[82][7]. Решение обложки буклета, некий яркий образ преимуществ рекламного агентства, рекламный заголовок обложки никак не давались автору. После того, как автор начал работать над идеей обложки в режиме «креативности», поставленном ему психологами Института личности (С.-Петербург) С. Сергеевым и А. Вовком, решение пришло автору во сне, в ближайшую же ночь, под утро (рис.8).

 

 

 

Рис.8. Обложка этого буклета создавалась в режиме сознательно управляемой коммуникации с творческим подсознанием. Решение приснилось автору в предутренние часы (34).

 

Непрозрачность[83][8], ухудшающую коммуникативное качество продукта, мы хотим проиллюстрировать на примере создания визуального решения для рекламы финансовых услуг. Рисунок, заказанный хорошему художнику, выпускнице Академии Художеств, отразил ее видение бизнесменов, в стиле политической контрпропаганды капитализма советского периода, в результате чего не нашел отклика в душе бизнесменов (рис.9). Динамичные руки молодого бизнесмена, выполненные автором, оказались эффективными с точки зрения рекламы (рис.10).

 

 

 

Рис. 9. При создании этого рекламного сообщения профессиональным художником не был применен духовный инструмент прозрачности (11).

 

 

 

Рис. 10. Это же рекламное сообщение, созданное с применением прозрачности, выполнило назначение (11).

 

Может так случиться, что непрозрачность не ухудшит КК продукции: работа автора в скучном госучреждении на нетворческой работе нашла отражение в его работе «Оси-нью воздушный корабль унес миня аттуда». Ключевым элементом изображения явился сказочный воздушный корабль. Впоследствии, когда многое изменилось, родилось изображение счастливой виртуальной страны, куда вплывает по воздуху тот же самый корабль (рис.11) в рекламном сообщении «Вы знаете дорогу в компьютерное королевство ЛЭК РКБ?» Газетная рекламная кампания с этим изображением оказалась успешной.

 

 

 

Рис. 11. При создании рекламного сообщения тем же автором, образ крылатого корабля перекочевал в новое изображение.

 

Мы совместили понимание креативности и прозрачности в модели «научно-художественного моделирования мифодизайна».

Креативность понимается как серия промежуточных художественных образов, приближающихся во времени к заранее подсознательно предрешенному конечному результату, представляющему собой «область конечного результата (ОКР)», т.е. креативность является динамическим аспектом творчества. Прозрачность понимается как создание сообщения, являющего решения из области необходимо истинных фактов, т.е. удовлетворяющих одновременно семантической модели мифодизайнера и семантической модели потребителя. Прозрачность собой семантически-статический аспект творчества.

В модели «научно-художественного моделирования мифодизайна» (рис. 12) процесс моделирования рассматривается в условном трехмерном пространстве и является процессом приближения к решению, принадлежащему области конечного результата. Процесс моделирования проецируется на три взаимоперпендикулярные плоскости, представляющие собой три аспекта творчества. Плоскость прозрачности мифодизайнера задаст область конечных решений как общую область его внутреннего мира с внутренним миром потребителя. Эта плоскость показывает возможность творчества мифодизайнера как непосредственного самопознания при создании рекламы, но с условием принадлежности конечного художественного образа мифодизайнера ОКР, что обеспечит непосредственное самопознание (самоузнавание) потребителя при действии на него этого художественного образа.

 

 

 

Рис 12. Модель научно-художественного моделирования в мифодизайне поясняет взаимосвязь духовных инструментов креативности, прозрачности мифодизайна и целедостижения (3).

 

Плоскость креативности мифодизайнера показывает динамический аспект творчества как диалогов с подсознанием, причем экспертиза на каждом сознательном шаге заключается не в интуитивно-субъективном сравнении промежуточных художественных образов с неким изначально смутно осознаваемым образом конечного результата, так как этот изначально возникший образ с большой вероятностью относится к отражению проблемной области дизайнера.

В нашей модели экспертиза заключается в сознательном отборе на каждом шаге творческого процесса образов представления, принадлежащих субъективному миру потребителя. В этом и заключается «прозрачность» творческого процесса.

Третья плоскость – плоскость сообщения, которая, перемещаясь во времени, в соответствии с динамикой креативности несет в себе дополнительные ограничения творческого процесса: сообщение, помимо всего прочего должно попасть в область сообщений, удовлетворяющих заказчика и общество.

Мы видим несколько вариантов решения этой проблемы: смещение требований заказчика в сторону области сообщения на основе необходимо истинных фактов; монтаж сообщения из двух фрагментов: области требований заказчика и области необходимо истинных фактов; расширение внутреннего мира потребителя посредством коммуникации с ним так, чтобы область необходимо истинных фактов конечного результата совместилась с областями требования общества и заказчика; работа мифодизайнера над собой с целью расширения своего внутреннего мира; разделение сообщения на два сообщения, одно из которых ориентировано на сознание потребителя, а другое – на подсознание, посредством чего и удовлетворяются требования общества.

Следующий принцип мифодизайна связан с формальными приемами организации сообщений в мифодизайне.